Железная дорога осталась без куратора

КОММЕРСАНТ: Замминистра транспорта Алан Лушников, курирующий в министерстве железнодорожную отрасль, собирается покинуть свой пост, приказ об этом готовится к утверждению. Кто станет его преемником, пока неясно, сам он планирует заняться музыкой. Эксперты характеризуют деятельность господина Лушникова на его посту как позитивную для отрасли, отмечая, что ему удавалось проводить решения, не всегда удобные для ОАО РЖД, не выходя при этом за рамки объективности.

Операторы едут на угле

КОММЕРСАНТ: Рынок предоставления железнодорожного подвижного состава продолжает расти в условиях угольного бума. Экспортная конъюнктура способствует тому, что быстрее всего прирастает объем перевозок в инновационных (тяжеловесных) вагонах, следует из рейтинга Infoline Rail Russia Top за первое полугодие. При этом операторы начали отказываться от аренды вагонов на фоне роста ставок. Одним из факторов, толкавших в первом полугодии ставку аренды вверх, на рынке называют снижение скорости движения на сети.

Хлебный год

20.06.2018


Погрузка зерна на сети РЖД за январь – май текущего года достигла 12,3 млн тонн (+51,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Больше половины (7,8 млн тонн) погружено на экспорт, при этом объёмы вывоза увеличились на 85%. Свою роль сыграли меры поддержки экспорта и тарифные инициативы РЖД.

Как уже писал «Гудок», одним из драйверов увеличения экспортных объёмов зерна стало применение с 1 октября прошлого года льготных тарифов (–10,3%) на перевозку в адрес российских портов. Действие скидки распространилось на перевозки со станций Воронежской, Орловской, Тамбовской, Оренбургской, Саратовской, Новосибирской и Омской областей. Под действие скидки подпали пшеница, рожь, овёс, ячмень, кукуруза, рис, гречиха, бобы, горох, фасоль и другие зерновые грузы (ЕТСНГ 011-018). В результате по итогам 2017 года РЖД нарастили долю присутствия на российском рынке перевозок зерна с 30% до 36%.

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Андрей Старков отметил увеличение спроса на российское зерно со стороны стран-импортёров – Египта, Турции, Ирана.

«Отдельно хотел бы отметить Индонезию и Вьетнам. Ещё один фактор – засуха в США (стране, занимающей лидирующие позиции по экспорту пшеницы в мире) привела к расширению географии сбыта российского зерна. Также свою роль сыграли тарифные преференции на экспортные перевозки («Гудок» писал об этом в марте. – Ред.). Субсидии из госбюджета позволили организовать отправку грузов 93 грузоотправителей в 13 регионах РФ. С 20 декабря 2017 года по настоящее время согласованы перевозки более 1 млн тонн, из которых уже отправлено 885 тыс. тонн зерновых грузов», – отметил Андрей Старков.

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центральной дирекции управления движением (ЦД) Павел Иванов в свою очередь сообщил, что по итогам 2018 года ожидается серьёзное снижение урожая (110–111 млн тонн против 130 млн тонн годом ранее), но, несмотря на это, прогнозы на погрузку и грузооборот вполне благоприятные.
«В текущем году уже перевезено более 12 млн тонн, динамика по итогам мая составляет +189% к аналогичному периоду прошлого года. По году также ожидаем хороших результатов. В основном растут экспортные перевозки. Свою роль в росте погрузки сыграло и применение скидок к тарифу. За два года совет директоров принял порядка 80 решений по предоставлению дисконта грузоотправителям, и в каждом конкретном случае решение позволяло привлечь дополнительные объёмы грузов на железную дорогу, что, в свою очередь, компенсировало потери от применения скидки», – подчеркнул Павел Иванов.

Кроме того, РЖД удалось заключить контракты с новыми клиентами на оказание погрузочно-разгрузочных работ. В настоящий момент прорабатывается вопрос о сотрудничестве с одним из крупных игроков на рынке зерна – Объединённой зерновой компанией (ОЗК). С новыми клиентами рассматриваются различные формы сотрудничества – выполнение погрузочно-разгрузочных работ, сдача в аренду имущества – грузовых дворов, установка мини-элеваторов, услуги контейнеризации зерновых культур.

«В качестве примера можно привести проект строительства мини-элеватора на Приволжской железной дороге. В данной ситуации удалось найти баланс интересов сельхозпроизводителей, администрации Саратовской области, а также компании-оператора, которая готова представить погрузочные ресурсы (Группа компаний «Рустранском»). В настоящее время прорабатываются вопросы финансирования с Россельхозбанком – он должен предоставить кредит, который будет в определённой степени субсидироваться администрацией региона для строительства этого мини-элеватора. Причём практика показала, что проблема не в отсутствии элеваторов как таковых, а в их отсутствии в наиболее удобных локациях, в том числе для мелких и средних грузоотправителей», – подчеркнул Андрей Старков.

Основной проблемой при организации перевозок зерновых грузов по сети РЖД он называет устаревающий парк подвижного состава – при сроке службы таких вагонов в 30 лет 45% парка находится в «пенсионном возрасте» – от 20 до 30 лет. Впрочем, в ближайшее время эту проблему удастся снять с повестки. «Сейчас парк зерновозов на сети РЖД насчитывает примерно 34 тыс. единиц. В 2019–2020 годах планируется выбытие по истечению сроков эксплуатации порядка 10 тыс. вагонов. Однако предполагаемые темпы производства будут обгонять темпы списания. По нашей информации, к концу 2020 года парк зерновозов должен составить порядка 42 тыс. вагонов. Для баланса к этому времени понадобится 36–38 тыс. вагонов, но заявленный парк будет нужен для обеспечения перевозок в условиях дальнейшего роста погрузки», – подчеркнул Павел Иванов.

Член совета директоров АО «Русагротранс» Олег Рогачёв подтвердил, что в компании проводится планомерная замена старого парка на новый.

«В 2019–2020 годах мы продолжим закупки. Но надо понимать, что новые вагоны – это не панацея, важна технология работы вагонов. В настоящее время количество парка сбалансировано с предъявляемыми объёмами перевозки, имеется даже небольшой профицит. Прошлый год был рекордным с точки зрения урожая, однако парка нам всё равно хватило. У нас существует программа обновления парка до 2020 года», – резюмировал Олег Рогачёв.

В пиковые периоды некоторые операторы железнодорожного подвижного состава (к примеру, ГК «Евросиб») перевозили зерновые в контейнерах, однако проблема заключается не в малом количестве зерновозов, а в их медленном обороте. Ранее президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский отмечал замедление оборота зерновоза до 21 суток.

Ещё одно возможное ограничение может подкараулить груз непосредственно на терминалах – по итогам прошлого года российские порты перевалили на экспорт 42,6 млн тонн зерна (+29,5% к уровню 2016 года). Но стоит отметить, что бизнес-структуры реализуют масштабные инфраструктурные проекты, которые позволят расширить возможности перевалки зерна на экспорт. «ГК «Новотранс» планирует строительство крупного терминала в порту Усть-Луга (проект Lugaport, «Гудок» писал об этом в феврале. – Ред.), где предполагается единовременное хранение 300 тыс. тонн зерна, а это означает примерно 5–6 млн тонн перевалки в год», – подчеркнул Андрей Старков.

В «Обзоре железнодорожного рынка» ПАО «НПК «Объединённая вагонная компания» (ОВК) отмечается, что в мае торговый дом «Риф» заключил соглашение о сотрудничестве с Объединённой зерновой компанией (ОЗК), согласно которому планируется строительство специализированного зернового терминала производительностью до 12,5 млн тонн. По словам Павла Иванова, как только будут введены в эксплуатацию новые мощности в Усть-Луге и Новороссийске, туда будут перенаправлены грузопотоки, следующие сейчас в порты Прибалтики.

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1423469&archive=2018.06.20


Возврат к списку