Вагоны берут в оборот

ГУДОК: В условиях профицита подвижного состава управление парком становится ключевым фактором обеспечения скорости перевозок.На конференции «Рынок железнодорожного подвижного состава и операторских услуг», прошедшей вчера в Москве, грузоотправители и операторы обсудили сокращение простоя вагонов и увеличение скорости движения по сети. Участники выделили сразу несколько основных проблем, которые мешают ритмичному курсированию вагонов по железной дороге.

Государство выступит в тяжелом весе

КОММЕРСАНТ: ГТЛК может купить вагонные активы на 90 млрд рублей
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) предпринимает очередную попытку консолидировать рынок грузовых вагонов. Она намерена купить лизинговую Brunswick Rail Ильи Беляева и Первую тяжеловесную компанию (ПТК) Сергея Генералова в общей сложности за 90 млрд руб. В итоге ГТЛК может стать третьим по величине оператором вагонов в РФ с 77,3 тыс. вагонов. Эксперты не считают цену заоблачной, но недоумевают, зачем ГТЛК усложнять бизнес, заходя в сегмент прямого оперирования вагонами.

Ставка предоставления полувагона в ближайшие 3 года не содержит потенциала роста

РЖД-ПАРТНЕР: Как рассказал в ходе 9-й ежегодной конференции «Рынок железнодорожного подвижного состава и операторских услуг», организованной информационным сервисом «Промышленные грузы», заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук, на сеть будет поставлено больше вагонов, чем это нужно для удовлетворения спроса на перевозку. Это вызовет локальный профицит парка в районе отдельных мест погрузки и снижение ставок на определенных направлениях перевозок. Как полагает эксперт, ближе к лету на Кузбассе можно будет ожидать переизбыток порожнего парка

Обзор железнодорожного рынка РФ за 7 месяцев 2018 года

14.08.2018

Погрузка за 7 месяцев 2018-го, по данным ОАО «РЖД», выросла до 749,4 млн т, что на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Где вагоны ускорились, а где – притормозили

Наблюдалось замедление динамики погрузки за июльского снижения перевозок нефти и нефтепродуктов, минеральных удобрений и некоторых других грузов. При этом погрузка угля, зерна и черных металлов оставалось на рекордном за последние годы уровне.

При этом за 7 месяцев текущего года на 0,3% увеличился оборот вагона. Если под грузовыми операциями составы стояли на 8,8% меньше по времени, то простои на промежуточных и технических станциях увеличились (соответственно на 14 и 13,2%).

Подвижной состав стоял, как правило, в ожидании погрузки. В ряде случаев ощущалась нехватка как маневровой, так и магистральной тяги, на что, кстати, указывает и снижение основного показателя локомотивной работы. Последняя причина повлияла и на некоторое увеличение времени нахождения поездов на перегонах.

При этом улучшился коэффициент порожнего пробега вагонов (отношение порожнего пробега к общему), что указывает на некоторое улучшение технологий управления парками – прежде всего при организации маршрутов и использовании универсального подвижного состава.

По некоторым видам специализированных вагонов (цементовозы, рефрижераторы, фитинговые платформы) данный показатель несколько ухудшился. В наибольшей степени это относилось к цементовозам.

Уголь остался в тренде

Погрузка каменного угля за 7 месяцев 2018 года увеличилась до 217,95 млн т, что на 5,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Как отметил руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник, в январе – июле во внутреннем сообщении погрузка угля увеличилась на 2,7%, а на экспорт – выросла на 6,9%.

Значительно больше из РФ вывозили российского угля в ряд стран ЕС, включая Германию и Польшу. Кроме того, существенно увеличились поставки в страны АТР. Больше российского угля закупали и в Украине. Таким образом, пока прогнозов об изменениях мировой конъюнктуры и падении спроса на уголь давать не приходится. По прогнозам Международного энергетического агентства, мировой спрос на уголь будет расти еще несколько лет.

Соответственно, выросла отправка угля с перевалкой через российские морские терминалы. Например, в июле 2018 года мурманские портовики вновь обновили рекордные показатели своей работы: среднесуточная выгрузка составила 652 вагона. Достигнут наивысший результат за предыдущие годы, отметил генеральный директор ПАО «Мурманский морской торговый порт» Александр Масько.

Традиционно высокой оставалась перевалка угля и на терминалах Дальнего Востока.

Урожай меньше, но погрузка подросла

За 7 месяцев 2018 года погрузка зерна выросла до 15,9 млн т, что в более чем в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

По данным ИПЕМ, в январе – июле во внутреннем сообщении погрузка выросла на 17,4%, а на экспорт рост составил 86,7%.

Вместе с тем динамика перевозок зерна в середине лета стала замедляться. Это связано с тем, что, по данным Минсельхоза России, урожай зерна в этом году прогнозируется из-за погоды на 35 млн т ниже, чем в прошлом году.

Правда, президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский считает, что пока говорить о том, что объемы вывоза зерна железнодорожным транспортом снизятся, рано: «Сейчас зерно кончилось на юге, и на экспорт начали вывозить из более далеких регионов, из которых целесообразнее везти не автотранспортом, а по железной дороге. Тарифы и скидки на перевозки имели значение, но на данный момент – дополнительный всплеск спроса и объемов перевозок».

По словам, А. Злочевского, это приводит к тому, что еще довольно длительный период будет сохраняться повышенный спрос на железнодорожный подвижной состав. Причем это происходит несмотря на то, что часть отправителей зерна и продуктов помола переключилась на автотранспорт.

Солидная прибавка

Высокий спрос сохранился на перевозки минеральных удобрений (погрузка за 7 месяцев 2018 г. составила 34,7 млн т, +4,6% к аналогичному периоду прошлого года). В январе – июле во внутреннем сообщении погрузка увеличилась на 7,1%, а на экспорт рост составил 2,9%.

Поскольку российские предприятия ищут новые рынки сбыта за рубежом, можно ожидать, что экспорт минудобрений падать, по крайней мере, не будет. В частности, в середине июля стало известно, что «ЕвроХим» подписал первое соглашение на поставку калийных и NPK-удобрений в адрес китайского производителя сельхозпродукции Heilongjiang Beidahuang Farms и планирует раширить производство калийных удобрений.

Этот и другие примеры указывают на то, что на рынке сохраняются все предпосылки для дальнейшего роста перевозок удобрений железнодорожным транспортом, считает начальник аналитического отдела ПАО «НПК ОВК» Лейсана Коробейникова.

Больше отгружено за 7 месяцев 2018 года черных металлов (+11,6%), лесных грузов (+3,2%).

Отрицательный момент

Вместе с тем зафиксирована отрицательная динамика погрузки по таким номенклатурам, как строительные материалы (-4,2%). Это связано с тем, что в январе – июле во внутреннем сообщении погрузка снизилась на 4%, а на экспорт – на 20%.

Снижение погрузки строительных грузов, по данным ИПЕМ, обусловлено завершением активной фазы реализации ряда инфраструктурных проектов с государственной поддержкой и сохранением ситуации на рынке жилищного строительства, характеризующейся нестабильным спросом на перевозку. На текущий момент реализация отдельных инфраструктурных проектов, возведение школ, больниц, дорог и газовых сетей не меняет общего положения дел, экономика отрасли продолжает проседать.

Отрицательная динамика за 7 месяцев 2018 года отмечена также по погрузке металлоконструкций (-2,9%), цемента (-5,5%), гранулированных шлаков (-6,8%), бумаги (-2,3%), промтоваров (-5,6%) и сборных грузов (-8,6%).

Авто переезжает рельсы

Одна из причин падения погрузки – переключение некоторых номенклатур на другие виды транспорта. В частности, перешли на автодороги владельцы скоропортящихся грузов, продуктов помола, различной техники, в том числе производственной, и некоторых несырьевых товаров.

То, что динамика роста объемов погрузки автотранспортом, зафиксированная Росстатом, официально ниже, чем по сети РЖД, означает, что в ней учитываются не все выполненные грузовиками маршруты. Однако после того, как будет отлажена работа системы «Платон», статистика может показать несколько иные результаты.

По опросам автоперевозчиков, сейчас на рынке дальних и большегрузных перевозок наблюдается оживление.

Например, по данным аналитического бюро Eurostatica, в прошлом году объемы перевозки автотранспортом железа и стали из России в страны ЕС увеличились на 16,3% по сравнению с 2016 годом, стекла и изделий из него – на 42,9%, различной химической продукции – на 13%, алюминия и изделий из него – на 7,6%. Этот процесс по данным номенклатурам продолжился и в 2018 году.

Всплеск автомобильных перевозок также связан с расширением продаж сетевого ритейла в российских регионах. В результате на автотранспорт ушли дополнительные объемы рыбы и пива.

В последнем случае, по данным председателя совета Союза российских пивоваров Андрея Губки, продажи пива в натуральном выражении в России выросли на 8%.

При этом железнодорожные перевозки пива сократились. И поставщики начали использовать автотранспорт не только при перевозке пива на расстояние до 1 тыс. км, но и на 2–3 тыс. км.

Логистика требует внимания

Приведенные примеры заставляют задуматься о необходимости совершенствования логистики на сети РЖД, считает ведущий эксперт по логистике компании «Лобанов-логист» Николай Лобанов.

Как считает заместитель генерального директора по логистике ПГК Андрей Рыженков, необходимо расширить практику отправки поездов по расписанию, расширять комплекс услуг, обеспечивая перевозку грузов от двери до двери и точно в срок.

«На наш взгляд, дополнительный грузопоток на железнодорожный транспорт можно привлечь за счет предоставления дополнительных скидок к тарифам при гарантированном объеме погрузки, упрощения процедуры оформления перевозочных документов и развития сервисной составляющей», – добавил А. Рыженков.

У железной дороги есть инструменты для того, чтобы вернуть себе часть высокодоходных грузов, полагает и генеральный директор компании «РЖД Логистика» Вячеслав Валентик. Привлечь больше клиентов и грузов на железную дорогу можно новыми качественными сервисами.

http://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/reviews/obzor-zheleznodorozhnogo-rynka-rf-za-7-mesyatsev-201...


Возврат к списку