Минэнерго спорит о двух процентах

КОММЕРСАНТ: Александр Новак решил вмешаться в тарифы ОАО РЖД
Как выяснил “Ъ”, угольщики при поддержке главы Минэнерго Александра Новака пытаются изменить решение о продлении экспортной надбавки 8% к тарифу ОАО РЖД. С подачи министра в протоколе совещания от 8 ноября у Дмитрия Медведева сделана оговорка о том, что наряду с решением о продлении надбавки и повышении платы за порожний пробег на 6% еще возможна альтернативная схема — плоское повышение тарифа ОАО РЖД для всех потребителей на 2%. По мнению экспертов, в купе с ростом НДС до 20% это будет слишком тяжелым бременем для грузоотправителей и не даст ОАО РЖД желаемого эффекта роста перевозок.

«Уралвагонзавод» приостановил производство инновационных вагонов

ВЕДОМОСТИ: Входящий в госкорпорацию «Ростех» «Уралвагонзавод» (УВЗ) в сентябре 2018 г. приостановил производство инновационных вагонов, продолжая выпускать обычные. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель УВЗ. По его словам, пауза в выпуске инновационных вагонов может продлиться до мая 2019 г. После чего будет приостановлен уже выпуск обычных вагонов – до тех пор «пока не будет понимания, что это необходимо рынку».

ОАО РЖД обещают тарифные доходы

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД получит и продление до 2025 года экспортной надбавки к тарифу, и рост тарифа на порожний пробег вагонов, пообещал премьер Дмитрий Медведев. При этом нефтегрузов и алюминия, вопреки опасениям бизнеса, экспортная надбавка все же не коснется. Правительство также сочло, что при изменении рыночной конъюнктуры ОАО РЖД должно будет уравновесить надбавку скидками. Также Белый дом намерен рассортировать инвестпроекты ОАО РЖД по сроку окупаемости (до 20 лет) и IRR (от 10%), менее эффективные вложения должен софинансировать бизнес, который получит от них выгоду. Пока в эти критерии не вписываются проекты на 2,5 трлн руб., отмечают эксперты.

Вагоны меняют хозяина

15.08.2018

ОВК планирует сосредоточиться на производстве новых вагонов

Лизинговая компания «Рейл1520» (входит в НПК «Объединённая вагонная компания», ОВК) передаёт АО «Газпромбанк Лизинг» по схеме возвратного лизинга 11 725 грузовых вагонов сроком на 10 лет. Стоимость парка оценивается в 27,5 млрд руб., по окончании сделки оператор сможет его выкупить по минимальной цене.

Парк грузовых вагонов наиболее распространённых моделей различных годов постройки, включая специализированный подвижной состав, будет передан в лизинг до конца текущего года, пояснили «Гудку» в ОВК. Общий размер лизинговых платежей за 10 лет составит более 45 млрд руб. Газмпромбанк Лизинг является кредитором ОВК на протяжении многих лет. Сделка внесёт значительный вклад в развитие нашего успешного сотрудничества», – отметили в компании.

Напомним, «Рейл1520» специализируется на предоставлении услуг оперативного и возвратного лизинга грузового подвижного состава широкой номенклатуры. Парк включает полувагоны, крытые вагоны, вагоны-хопперы, специализированные вагоны-платформы для транспортировки лесоматериалов, колёсной техники, крупнотоннажных контейнеров и цистерны для сжиженных углеводородных газов и нефтепродуктов.

В Газпромбанк Лизинге отказались объяснить схему возвратного лизинга и предоставить комментарии по сделке.
Эксперты рынка отмечают, что в настоящее время спрос на возвратный лизинг в сегменте железнодорожного подвижного состава довольно высок. По словам директора Дирекции железнодорожного транспорта ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) Анастасии Халиловой, использованная в сделке схема представляет собой передачу собственного или приобретённого для перепродажи имущества в собственность лизинговой компании и дальнейшую аренду этого же имущества первоначальным владельцем.

Главное здесь то, что владелец вагонов продаёт их лизинговой компании и сразу же берёт парк в лизинг, ежемесячно его оплачивая. При этом имущество остаётся в пользовании компании, но является собственностью лизингодателя. «Возвратный лизинг очень удобен для юридических лиц, поскольку такая форма сделки позволяет быстро пополнить основные средства предприятия за счёт рефинансирования под уже имеющееся или ранее приобретённое имущество», – отметила Анастасия Халилова.

Причём есть плюсы для всех участников сделки, и общий для всех – это оперативность оформления. Кроме того, лизингополучатель, то есть «Рейл1520», приобретает финансовые средства от продажи имущества и использует их для развития бизнеса, одновременно уменьшает налогооблагаемую базу за счёт оплаты лизинговых платежей за пользование им и получает парк обратно по минимальной символической цене. В свою очередь, банк расширяет клиентскую базу и заодно выгоду в виде лизинговой маржи.

Высокий спрос на возвратный лизинг обеспечивают несколько факторов, говорит Анастасия Халилова. В первую очередь высокая первоначальная стоимость новых вагонов и длительный срок полезного использования (от 22 до 40 лет), в течение которого можно несколько раз совершать сделки, а также возможность согласовать в сделке более высокую стоимость финансирования за счёт более низкой стоимости бывшего в употреблении имущества.

По оценке генерального директора лизинговой компании «ТрансФин-М» Дмитрия Зотова, продажа парка ОВК является логичным продолжением стратегии компании по фокусировке на производстве вагонов. Ранее ОВК уже продала Группе «Промышленные инвесторы» активы Первой тяжеловесной компании (входит «Нитрохимпром» и «Восток 1520»), а в апреле 2018 года «Нитрохимпром» также передал по схеме возвратного лизинга АО «Сбербанк Лизинг» парк из 16 тыс. инновационных полувагонов за 30 млрд руб.

«ОВК получит около 27,5 млрд руб., которые предположительно могут быть использованы для финансирования текущей деятельности производственных активов в Тихвине. Суммарные обязательства по лизингу «Рейл1520» перед АО «Газпромбанк Лизинг» составят около 45 млрд руб. По нашим оценкам, для безостановочной работы гиганта вагоностроения требуется около 1 млрд руб. в неделю, и сделка позволит ему не беспокоиться о финансировании производства в течение 5–6 месяцев. Также продажа парка может стать дополнительным источником финансирования, так как в данный момент около 55% долга ОВК рефинансировано в банке «Открытие», около 20% – в Альфа-Банке, остальные 25% кредитной нагрузки – облигации. У компании кредитный портфель слабо диверсифицирован, сделка позволит изменить его структуру. Для Газпромбанк Лизинга это удачная возможность увеличить объём нового бизнеса», – прокомментировал «Гудку» Дмитрий Зотов.

По его словам, парк вагонов «Рейл1520» составляет около 12,6 тыс. единиц: 10,3 тыс. полувагонов, 1,9 тыс. нефтебензиновых цистерн, 0,3 тыс. хопперов и 0,1 тыс. фитинговых платформ – то есть Газпромбанк Лизинг выкупит практически все вагоны «дочки» ОВК. Хотя ещё в начале 2015 года парк «Рейл1520» составлял около 19 тыс. вагонов, и тогда ОВК начала реализовывать стратегию по сокращению собственного подвижного состава. «Вагоны первых чертежей ОВК эксплуатировались 3–4 года и стали попадать в деповские ремонты. Скорее всего, обязательства по их обслуживанию возьмёт на себя новый собственник, это позволит компании сократить эксплуатационные расходы на ремонт и обслуживать лишь лизинговую нагрузку», – уточнил Дмитрий Зотов.

Как считает ведущий эксперт УК «ФИНАМ Менеджмент» Дмитрий Баранов, схема возвратного лизинга часто применяется для различных транспортных активов, как правило, для получения займа или привлечения финансирования под актив. Также изменение схемы владения активами может быть связано с организационными изменениями в деятельности компании или с оптимизацией налогообложения.

Однако здесь есть определённые риски. «Стоимость активов будет меняться и может отразиться на величине платежей. Также налоговые органы проявляют повышенное внимание к таким финансовым операциям. Наконец, большое значение будет иметь экономическая ситуация. Если она будет неблагоприятной, это скажется на объёмах перевозок и снизит выручку лизингополучателя – «Рейл1520», ему будет труднее оплачивать лизинг», – говорит Дмитрий Баранов.

http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1431074&archive=2018.08.15


Возврат к списку