Украинским колесам не покатило

Украинским колесам не покатило Как выяснил “Ъ”, несмотря на резкий взлет цен на железнодорожные колеса в последние два года, ОАО РЖД и Минтранс поддерживают антидемпинговую пошлину на колеса украинского «Интерпайпа», действие которой может возобновиться 1 июня. Операторы вагонов просят не возвращать пошлину, отмечая, что цена колес остается высокой. Участники рынка при этом считают, что даже пошлина не позволит выдавить «Интерпайп» с российского рынка. Эксперты же ожидают снижения цен, прогнозируя, что профицит колес превысит 20% в этом году.

Выйдем ли из минуса?

22.01.2014
Второй месяц подряд погрузка на сети РЖД превышает аналогичные показатели прошлого года. Отметим, что до этого 15 месяцев показатели перевозки демонстрировали противоположную динамику. В компании полагают, что восходящий тренд будет характерен по крайней мере до конца 2014 года и в итоге позволит обеспечить рост погрузки на 1,1% в сравнении с годовыми объемами 2013-го.
Вместе с тем участники рынка куда более осторожны в своих оценках. Так, вице-президент по логистике ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" Александр Сапронов полагает, что рынок грузовых перевозок сохранит конъюнктуру, сложившуюся в 2013 году. "Динамика рынка будет характеризоваться слабым ростом и одновременным падением в тех или иных сегментах, - отмечает эксперт. - Состояние внешних рынков станет определяющим для изменений в сфере перевозок черных металлов на сети РЖД: именно конъюнктура спроса на данный вид груза будет решающим фактором для объемов производства и объемов перевозок". Вместе с тем даже уверенный рост на товарных рынках не гарантирует пропорционального увеличения перевозки соответствующих номенклатур по железной дороге. Так, по мнению генерального директора ООО "Спецвагонтранс" Павла Иванкина, даже сохранение объемов перевозки цемента на уровне прошлого года будет большим успехом для сети РЖД, поскольку большинство цементных предприятий увеличивает долю автотранспорта в отгрузках за счет железной дороги. "Предприятия "Евроцемент груп" планируют при положительном приросте объемов производства в 2014-м к 2013 году сократить объем предъявления на железную дорогу к показателям 2013-го минимум на 1 млн т", - констатировал он.
Не очень благоприятный прогноз и в отношении нефти, значительные объемы транспортировки которой уходят на трубопроводный транспорт. С другой стороны, контейнерные перевозки, по предварительным прогнозам, могут прибавить в текущем году до 3-3,5%. Достаточно оптимистичны перспективы и в отношении зерна. "Перевозки зерновых грузов по железной дороге в 2014-м вырастут и могут составить около 18,6 млн т, - считает заместитель директора департамента стратегического маркетинга ЗАО "Русагротранс" Игорь Павенский. - По уточненным статистическим данным, в 2013 году объем перевезенного зерна во внутреннем, экспортном, импортном и транзитном сообщении составил около 16 млн т. Прогноз на 2014-й можно назвать оптимистичным за счет большей официальной оценки валового сбора в России в 2013 году - 91,3 млн т - и, соответственно, более значительного экспортного потенциала, а также за счет хорошего состояния озимых".
Также эксперты сходятся во мнении, что перевозки угля будут расти (правда, не очень значительно). Так, по оценкам Информационно-аналитического центра СРО НП "Совет операторов железнодорожного транспорта", рост объемов железнодорожных перевозок угля в 2014 году может составить до 1% к уровню 2013-го. При этом, по мнению экспертов СРО НП "СОЖТ", перевозки на внутренний рынок могут снизиться примерно на 2,9%; перевозки в экспортном сообщении покажут рост около 5,7%.
"В 2014 году в связи с планами угольных компаний по наращиванию добычи и развитию новых угольных месторождений, а также растущим спросом со стороны стран АТР мы ожидаем дальнейшего роста добычи угля, который составит примерно +1,7% к уровню 2013-го", - пояснил представитель СРО НП "СОЖТ" в беседе с корреспондентом ИА "РЖД-Партнер.Ру".
Тем не менее большинство грузоотправителей и экспертов отмечают, что реализация оптимистичных планов может быть серьезно затруднена в результате ухудшения дорожной обстановки. В первую очередь нарекания участников перевозочного процесса вызывает система логических контролей и низкая степень предсказуемости доставки. Большинство специалистов видят в решении этих проблем дополнительные конкурентные преимущества стальных магистралей, поскольку востребованность перевозок по железной дороге очень высока. При этом клиенты указывают, что улучшение качества обслуживания - это, скорее, зона ответственности операторских компаний, которые пока запаздывают с представлениями, адекватными изменившимся условиям. Если тепло разогревающихся рынков не растопит образовавшиеся в последнее время тромбы между поставщиками и потребителями услуг, грузы могут пройти мимо стальных магистралей, как это зачастую случалось в минувшем году.

РЖД-Партнер.ru, 22 января 2014 г.

В раздел "Материалы в СМИ"