Украинским колесам не покатило

Украинским колесам не покатило Как выяснил “Ъ”, несмотря на резкий взлет цен на железнодорожные колеса в последние два года, ОАО РЖД и Минтранс поддерживают антидемпинговую пошлину на колеса украинского «Интерпайпа», действие которой может возобновиться 1 июня. Операторы вагонов просят не возвращать пошлину, отмечая, что цена колес остается высокой. Участники рынка при этом считают, что даже пошлина не позволит выдавить «Интерпайп» с российского рынка. Эксперты же ожидают снижения цен, прогнозируя, что профицит колес превысит 20% в этом году.

Приведение к соответствию

29.01.2014
Руководством компании подписано распоряжение Главному вычислительному центру ОАО «РЖД» упорядочить выдачу информации грузоотправителям и грузополучателям и пересмотреть условия соглашений по их информационному обслуживанию согласно действующему законодательству.

ОАО «РЖД» будет выдавать информацию о перевозках строго по закону. Сейчас выдача документов и информации регулируется Уставом железнодорожного транспорта и Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом от 18.07.2003 года. И там указывается, что оригиналы перевозочных документов предоставляются только тем участникам перевозочного процесса, которые прямо указаны в законе. Распоряжением вице-президента ОАО «РЖД» Алексея Илларионова с этого года запрещено выдавать грузоотправителям (в том числе и порожних вагонов) данные по раскредитованию накладных на станциях назначения, а грузополучателям – данные по приемке груза к перевозке. Сейчас эту информацию свободно могут получить те, кто подключен к автоматизированной системе РЖД.

«Мы легко предоставляем эти данные, а клиенты используют их в коммерческих спорах, – говорит заместитель начальника департамента информатизации ОАО «РЖД» Вадим Москаленко. – Поэтому мы хотим перейти на строгое соблюдение законодательства и не давать возможности направлять данные против нас же, сопоставляя информацию по погрузке и доставке. Мы не обязаны предоставлять грузоотправителю сведения о доставке и наоборот».

Как поясняют в ЦФТО ОАО «РЖД», пользуясь несовершенством в законодательстве, возникло большое количество юридических фирм, единственным бизнесом которых стало взимание штрафов с компании за просрочку доставки, и этот процесс поставлен на поток. На сети появляется все большее количество вагонов, которые забивают свободные мощности и затрудняют доставку, при этом сами же операторы и грузоотправители, покупающие все новый подвижной состав, жалуются на замедление среднесуточной скорости вагона и все чаще обращаются в суд. А законодательство таково, что в судах отстаивать интересы РЖД при просрочке доставки очень трудно. «Фирмы берут 5–10% от суммы штрафов, что позволяет им вполне безбедно существовать, а другим участникам рынка зарабатывать на этом, ничего не делая, – говорят в ЦФТО. – Поэтому в данном случае строгое следование букве закона в какой-то мере будет затруднять этот бизнес». Особенно страдает в этом плане Западно-Сибирская дорога, где наибольший грузооборот.

Подобные фирмы легко найти в Интернете, на ряде их сайтов даже есть калькулятор, и, введя данные по грузообороту какой-либо компании, можно вычислить ту сумму, которую получишь в виде штрафов на основании усредненных показателей. Одна из них приводит данные, что по статистике каждый третий вагон опаздывает на 5 суток.

По отчетности МСФО, уже в 2012 году РЖД заплатили более 2,5 млрд руб. штрафов (в 2011 году было менее миллиарда). В 2013 году эти цифры в отчетности явно будут выше.

«Парадоксально, но во многих случаях грузоотправителю и грузополучателю даже выгодно, чтобы была задержка, – замечает заместитель руководителя правового департамента ОАО «РЖД» Алексей Васильев. – Если груз не скоропортящийся, то при 11 сутках просрочки фактически получается, что они за перевозку ничего не платят. Более того, при нашем законодательстве даже может возникнуть такая ситуация, когда РЖД должны будут заплатить клиенту, несмотря на то что груз все-таки доставлен. Такого нет нигде в мире. Поэтому столь жесткое законодательство, направленное, казалось бы, на улучшение работы, приводит к совершенно другим результатам». Сейчас по инициативе компании в проект нового Устава железнодорожного транспорта внесена норма, что пеня не может превышать плату за доставку, но проект долгое время находился в Минтрансе, сейчас он в Госдуме, и когда будет принят – неизвестно. По сведениям из Минтранса, проекты поправок в Закон о железнодорожном транспорте и устав встретили активное сопротивление со стороны операторов (не только по причине штрафов), и фактически сейчас обсуждение пошло по второму кругу.

Также РЖД еще в прошлом году направили в Минтранс предложения о введении дополнительных оснований для увеличения сроков доставки грузов и порожних вагонов при задержке в пути следования по причинам, не зависящим от перевозчика. В профильном департаменте Минтранса ответили, что предложения рассматриваются, но о конкретных сроках предпочли не говорить.

В НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» (СОЖТ) говорят, что по закону РЖД вправе ограничить предоставление информации третьим лицам.
«Однако введение подобных мер, на наш взгляд, не позволяет потребителям услуг железнодорожного транспорта, клиенту получать информацию, необходимую для формирования своих логистических планов, – полагает заместитель исполнительного директора СОЖТа Андрей Тонких. – Такой подход к информационному взаимодействию с участниками перевозочного процесса, в частности с операторами – отправителями порожнего вагона, входит в противоречие с задачей по совершенствованию технологии управления подвижным составом. Операторы в условиях отсутствия информации об операциях, производимых с вагоном как на станциях отправления, так и на станциях назначения, не могут оперативно принимать решения по перемещению порожних вагонов». Фактически это шаг назад в решении декларируемых РЖД задач, направленных на повышение открытости и клиентоориентированности, полагает Андрей Тонких.

Газета "Гудок", 29 января 2014 г.

В раздел "Материалы в СМИ"