Украинским колесам не покатило

Украинским колесам не покатило Как выяснил “Ъ”, несмотря на резкий взлет цен на железнодорожные колеса в последние два года, ОАО РЖД и Минтранс поддерживают антидемпинговую пошлину на колеса украинского «Интерпайпа», действие которой может возобновиться 1 июня. Операторы вагонов просят не возвращать пошлину, отмечая, что цена колес остается высокой. Участники рынка при этом считают, что даже пошлина не позволит выдавить «Интерпайп» с российского рынка. Эксперты же ожидают снижения цен, прогнозируя, что профицит колес превысит 20% в этом году.

Оферту по осени считают?

03.04.2014
С тех пор как ОАО "РЖД" предложило собственникам оптимизировать логистические схемы доставки порожних полувагонов, прошел месяц. Пока к оферте присоединилась только Федеральная грузовая компания, другие операторы еще рассматривают предложение и просчитывают, насколько оно может быть выгодным. По мнению экспертов, подводить какие-то итоги работы этой схемы можно будет не ранее чем через полгода.
Согласно предложенной схеме собственник может отдать свой парк (или его часть) в управление перевозчика. РЖД берет на себя обязанности: по оптимизации логистики доставки порожних вагонопотоков к местам погрузки, по сокращению простоя вагонов на станциях погрузки/выгрузки, а также по уменьшению затрат операторов на перевозку порожнего подвижного состава.
Договор заключается на основе публичной оферты, к которой может присоединиться любой собственник. Одно из его условий - это обязанность каждого заключать с ранее присоединившимися компаниями договоры взаимного использования парков, определяющих механизмы взаиморасчетов за пользование подвижным составом друг друга, оплату порожнего пробега вагонов при таких перевозках и прочие финансовые условия. С помощью данного инструмента перевозчик в очередной раз пытается найти способ улучшить эксплуатационные характеристики использования универсального подвижного состава (а именно полувагонов) в части сокращения его оборота и порожнего пробега.
В ОАО "РЖД" отмечают, что собственники вагонов вправе самостоятельно решать, стоит ли им присоединяться к публичной оферте. В то же время многие уверены, что если по данной схеме будет работать небольшое количество вагонов, то вряд ли сеть почувствует хоть какой-то эффект.
Мнения о том, выгодно ли собственнику отдавать вагоны в управление РЖД, расходятся. С одной стороны, оптимизация порожнего пробега никогда не бывает лишней. С другой - у каждого более-менее крупного оператора есть своя логистическая служба, которая работает именно в этом направлении, а его парк априори обезличен в рамках одной конкретной компании. Правда, в ФГК, вверившей РЖД более 100 тыс. своих полувагонов, заверяют, что работы в рамках новой схемы хватает всем - и перевозчику, и соответствующим службам оператора (в компании также уверены, что в перспективе данный продукт будет востребован операторами, так как соответствует их бизнес-интересам).
"Тот, у кого есть своя твердая грузовая база, проиграет, отдавая свои вагоны в обезличенный парк. У кого ее нет - выиграет", - уверен президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов. По такой логике получается, что эта схема не особо выгодна как раз кэптивным и крупным сетевым операторам в отличие от небольших компаний. Так что, возможно, в итоге предложенная оферта действительно может стать инструментом консолидации мелких парков.
Правда, несколько смущает операторов тот факт, что, присоединяясь к оферте, собственник фактически дает согласие работать по принципам календарного планирования, к чему он не особо готов в сегодняшней непростой обстановке, когда как никогда актуален гибкий подход в работе с клиентом.
Кроме того, в НП "Совет операторов железнодорожного транспорта" (СОЖТ) отмечают, что не до конца ясен механизм заключения договоров собственников друг с другом. Не говоря о том, что в итоге сама услуга предоставления перевозки делится на две части (определение станции погрузки конкретного порожнего вагона и взаимодействие с заказчиком по согласованию коммерческих условий предоставления подвижного состава под погрузку) и оператор, по-прежнему неся ответственность перед клиентом, все же меньше управляет своими вагонами. В связи с чем, по мнению исполнительного директора СРО НП "СОЖТ" Дмитрия Королева, требуется более четко прописать финансовую ответственность перевозчика перед оператором за своевременный подвод подвижного состава.
Судя по всему, жизнеспособность предложенной оферты действительно проверит только время. С тем, что новая схема оптимизации управления парками жизненно необходима и что создать ее можно только на базе обезличенного парка, сложно поспорить. И масштаб консолидации парка для ощутимых перемен должен быть впечатляющим. Но побудить собственника присоединиться к этой схеме возможно исключительно с помощью экономических методов. А насколько эффективен в этом смысле предложенный механизм - говорить пока слишком рано.

РЖД-Партнер.ru, 3 апреля 2014 г.

В раздел "Материалы в СМИ"