УВЗ соберет конкурентов в тележку

КОММЕРСАНТ: после перехода в собственность «Ростеха» Уралвагонзавод (УВЗ) радикально пересмотрел правила работы с другими российскими вагоностроителями, что может серьезно сказаться на их работе. УВЗ, получавший крупные госгарантии и субсидии, активно распространявший свои технологии в отрасли и до недавних пор очень лояльный к партнерам, теперь тотально отзывает и перезаключает на более жестких условиях лицензии на свою инновационную тележку. Она дает право на большую скидку на порожний пробег и субсидии. Параллельно завод начал пересмотр лицензий на самую массовую тележку, на которой сейчас базируется 85% всего парка вагонов.

Путин поручил проработать возможность долгосрочных тарифов на грузовые ж/д перевозки

ТАСС: Президент России Владимир Путин поручил правительству РФ представить предложения по установлению долгосрочных тарифов на железнодорожные грузоперевозки. Как сообщает сайт Кремля, такое поручение глава государства дал по итогам заседания президиума госсовета, состоявшегося 6 сентября.

Операторам показали ценовой ориентир

ГУДОК: Стоимость аренды вагонов будет учтена торговыми площадками

Электронная торговая площадка Rail Commerce на этой неделе запустит индекс стоимости полувагона, который по замыслу руководства ресурса должен помочь грузоотправителям и операторам ориентироваться в цене аренды подвижного состава. Как пояснил «Гудку» член Совета директоров Rail Commerce Сергей Горский, индекс стоимости полувагона будет рассчитываться на основе конкретных сделок по покупке услуг, совершённых на площадке.

Обзор железнодорожного рынка РФ в декабре 2014 г.

30.01.2015

Объем перевозок по результатам года ниже уровня прошлого года на 0,8%. Рост грузооборота составил 4,7%

Объем перевозок в декабре 2014 г. снизился на 0,4% к уровню прошлого года и составил 102,9 млн т.

К декабрю 2013 г. сократилась погрузка строительных грузов (-5,2%), нефти и нефтепродуктов (-0,4%), руды железной и марганцевой (-1,1%), химических и минеральных удобрений (-6,8%), руды цветной (-6,3%). По остальным грузам наблюдался рост перевозок: черных металлов (+4,9%), лесных грузов (+13,3%), зерна и продуктов перемола (+17,6%), лома черных металлов (+7,7%). Перевозки угля, цемента и кокса остались на прежнем уровне.

За 2014 г. суммарно объем перевозок снизился на 0,8%.

В декабре 2014 г. грузооборот составил 198,4 млрд т-км, что на 0,4% ниже декабря 2013 г. По итогам 2014 года грузооборот вырос на 4,7%.

Исходя из плана суточной погрузки РЖД, прогнозируемый на январь 2015 г. объем погрузки будет ниже уровня прошлого года на 0,9%. По прогнозу ведущих экспертов отрасли, рост погрузки в текущем году составит 1,0%, грузооборота — до 1,5%.

Строительные грузы и цемент: текущий низкий уровень объема перевозок сохранится

В декабре 2014 г. погрузка строительных грузов на сети РЖД составила 9,2 млн т (-5,2% к декабрю 2013 г.). Всего за 2014 г. по железной дороге было отправлено 141,1 млн т стройматериалов, что на 17,1% меньше уровня 2013 г.

Погрузка цемента на сети РЖД достигла уровня прошлого года и составила 1,7 млн т. Всего за 2014 г. по железной дороге было отправлено 32,2 млн т цемента, что на 6,4% меньше уровня 2013 г.

В декабре темпы отставания от уровня прошлого года сократились из-за сохранения объемов внутренних перевозок на прошлогоднем уровне. Но говорить о тенденциях восстановления пока преждевременно.

В течение 2014 г. перевозки строительных материалов и цемента стабильно были ниже уровня предыдущего года по нескольким причинам. Так, завершилось строительство олимпийских объектов в Сочи, сократилось финансирование развития промышленных мощностей предприятий, повысилась стоимость привлечения денег, что привело к дефициту инвестиций в строительной отрасли.

В текущих условиях спрос на строительные материалы и цемент будет зависеть от финансирования объектов федерального уровня, исполнения государственных программ жилищного и инфраструктурного строительства, а также снижения ставок заемного финансирования. Восстановление устойчивого спроса не следует ожидать ранее 2016 г.

Уголь: в 2014 г. перевозки росли за счет экспортных отправок

В декабре погрузка угля на сети РЖД составила 28,9 млн т и осталась на уровне прошлого года. Всего за 2014 г. было отправлено по железной дороге 315,4 млн т угля (+1,5% к уровню 2013 г.).

Остановка роста перевозок угля в декабре 2014 г. произошла из-за снижения импорта российского угля Польшей и Украиной более чем наполовину.

Помимо замедления темпов роста перевозок, важным трендом конца 2014 г. стало снижение мировых цен на каменный уголь. Реализация внутренней программы КНР по сокращению потребления угля и диверсификации источников энергии, рост экспорта со стороны австралийских и бразильских поставщиков, а также падение цен на нефть привели к избыточному предложению угля на мировом рынке.

Тем не менее, перевозки угля в России росли с января по ноябрь. Основные драйверы роста — переход Японии на угольную энергетику после аварии на Фукусиме и увеличение потребления угля в Европе в рамках программы диверсификации энергоносителей. Дополнительным фактором, укрепляющим позиции российских компаний на мировом рынке, стала девальвация рубля, которая вызвала снижение долларовой себестоимости российского угля до минимальных значений.

В сложившихся условиях перевозки угольных энергоносителей будут расти в 2015 г. за счет увеличения экспортного грузопотока в страны АТР.

Нефть и нефтепродукты: перевозки в 2014 г. сохранялись на высоком уровне

В декабре погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД составила 22,8 млн т (-0,4% к декабрю прошлого года). С начала 2014 г. объемы погрузки стабильно росли, по железной дороге было отправлено 256,5 млн т (+2,5% к уровню 2013 г.).

В декабре перевозки нефти оказались ниже уровня 2013 г. впервые с начала года из-за сокращения экспортных перевозок (-8,3% к декабрю 2013 г.). Снижение вызвано резким падением цен на нефть, поэтому, несмотря на девальвацию рубля, маржинальность в российской валюте компаний-экспортеров выросла незначительно. Поставки упали в такие страны, как Беларусь (-72%), Китай (-37%), Турция (-44%) и Великобритания (-85%).

В 2015 г. из-за ограниченного доступа к финансированию, а также падения мировых цен добыча нефти в России может сократиться. В последние годы недостаток инвестиций в геологоразведку и быстрое истощение зрелых месторождений, опережающее прогнозы, затрудняет доступ к энергоресурсу. Повысить нефтеотдачу можно благодаря технологиям добычи сланцевой нефти, но выход такого оборудования на российский рынок затруднен санкциями.

В среднесрочной перспективе экспортные перевозки нефти и нефтепродуктов из РФ будут снижаться, пока цены на нефть не начнут расти.

Руда: объемы перевозок на протяжении всего 2014 г. оставались ниже уровня прошлого года

В декабре погрузка руды составила 8,9 млн т, что на 1,1% ниже уровня прошлого года. Всего за 2014 г. по железной дороге было отправлено 108,6 млн т руды, что на 1,9% меньше показателей 2013 г.

Несмотря на ослабление курса рубля, в 2014 г. экспорт руды из РФ существенно сократился. Основной причиной стало почти двукратного снижение поставок в Китай. Часть экспортных потоков была перенаправлена в Японию, но полностью компенсировать падение не удалось.

Во втором полугодии 2014 г. активно росли внутренние перевозки руды (+4,8%). Российские производители пытались получить дополнительную прибыль за счет снижения стоимости внутренней переработки руды с последующим экспортом металлопроката. Рост внутренних перевозок не компенсировал падение экспорта.

В 2015 г. эта тенденция может укрепиться, что приведет к перераспределению экспортных поставок на внутренний рынок.

Черные металлы: поставки в экспортном направлении увеличились

В декабре погрузка черных металлов на сети РЖД составила 6,4 млн т, что выше уровня прошлого года на 4,9%. За 2014 г. по железной дороге было отправлено 71,8 млн т металлопроката (+2,4% к 2013 г.).

Экспорт металлопроката из РФ активно рос с апреля 2014 г., причём к концу года рост перевозок начал ускоряться. Основной драйвер — падение курса рубля и, как следствие, укрепление позиций российских металлургов на мировых рынках. Выросли поставки в Турцию (+40%), США (+75%), в Мексику (в 1,5 раза), Бельгию (в 2 раза) и в ряд других стран.

Прогнозируется, что снижение активности в условиях кризиса в строительной и машиностроительной отраслях, а также замедление развития трубопроводного транспорта приведет к сокращению потребления металлопроката внутри страны. В то же время девальвация рубля усилила позиции РФ на мировом рынке, что может способствовать дальнейшему росту экспортного грузопотока.

Зерно: рост погрузки продолжился вслед за рекордным урожаем

В декабре погрузка зерна и продуктов перемола на сети РЖД составила 2,0 млн т (+18% к декабрю 2013 г.) За 2014 г. по железной дороге было отправлено 18,2 млн т зерна (+33,9% к январю-ноябрю 2013 г.).

Урожай 2014 г. оказался рекордно высоким за последние несколько лет, что позволило существенно расширить экспортные потоки. Но по итогам ноября 2014 г. около 70% объема урожая этого года, предназначенного на экспорт, уже было направлено за рубеж. Это привело к ограничению государством дальнейшего экспорта зерна, чтобы снизить угрозу внутреннего дефицита.

Минеральные удобрения: перевозки остаются на высоком уровне

В декабре погрузка минеральных удобрений на сети РЖД составила 4,1 млн т, что ниже декабря 2013 г. на 6,8%. Всего за 2014 г. по железной дороге было отправлено 49,2 млн т (+4,7% к уровню прошлого года).

Снижение объемов перевозок произошло из-за сокращения экспортного грузопотока
(-12,3% к декабрю 2013 г.), прежде всего, в такие страны, как Китай (-15%), США
(-51%) и Украину (-44%).

ФАС рассматривает предоставление дополнительных скидок на минеральные удобрения для сельхозпроизводителей, а также соразмерное снижение цен на сырье и для производителей минеральных удобрений. Такая поддержка позволит укрепить спрос на удобрения внутри страны, а девальвация рубля — увеличить маржинальность производителей минеральных удобрений при экспортных поставках.

Реализация инновационного подвижного состава в РФ впервые превысила реализацию вагонов на тележке 18-100

Источник данных о реализации подвижного состава заводами СНГ — журнал «Рынок подвижного состава».

В декабре вагоностроителями СНГ было реализовано 4,2 тыс. вагонов (+2,2% к предыдущему месяцу), всего за 2014 г. — 64,9 тыс. вагонов (-26,4% к прошлому году).

Реализация вагонов в РФ к уровню прошлого года снизилась незначительно — на 8%. Причина относительной стабильности в российской вагоностроительной отрасли — в росте спроса на экономически привлекательный инновационный подвижной состав. Доля реализации вагонов с повышенной осевой нагрузкой в РФ уверенно росла в течение года, а в декабре 2014 г. впервые превысила долю вагонов на тележке 18-100.

Реализация вагонов на Украине по итогам 2014 г. снизилась в 4 раза, в Беларуси — на треть. Производство инновационного подвижного состава в этих странах только началось (на мощностях Могилевского вагоностроительного завода).

По оценкам экспертов рынка, в 2015 г. многие заводы будут сокращать свои программы по производству вагонов старого поколения и, по возможности, переходить на выпуск инновационного подвижного состава.

Спрос на вагоны с повышенной осевой нагрузкой будет увеличиваться. Дополнительным стимулом этому послужит рост тарифной нагрузки на грузоотправителей. С 1 января 2015 г. РЖД проиндексировали тарифы на перевозки на +10%, а с 29 января вступит в силу решение о дополнительном повышении на 13,4% тарифов на экспортные отправки. Инновационный подвижной состав позволит снизить тарифное давление: в 2015 г. рост стоимости перевозки тонны груза в вагоне нового поколения составит не 20-25%, а 5-10% в зависимости от модели вагона и условий перевозки.

Несмотря на рост ставки аренды, вагоны на тележке 18-100 продолжают выбывать из парка РФ

В декабре продолжился рост выбытия вагонов из парка РФ. Списание выросло до 4,6 тыс. вагонов, а в неисправный парк было отставлено около 7,7 тыс. вагонов. В итоге размер неисправного парка вырос со 115,4 до 123,1 тыс. вагонов, из которых 57,6 тыс. — полувагоны. Одна из основных причин роста выбытия — недостаточная доходность подвижного состава старого поколения для обеспечения плановых ремонтов или продления срока службы вагонов.

По нашей оценке, «сервисная» ставка доходности полувагонов, позволяющая проводить плановые и текущие ремонты, а также замену узлов и деталей вагонов, составляет около 700 руб./сутки. Несмотря на рост рыночной ставки аренды на полувагоны в последние 6 месяцев, текущий её уровень в 550-600 руб./сутки всё ещё ниже «сервисного».

В 2015 г. прогнозируется рост выбытия вагонов из парка при отсутствии увеличения доходности перевозок. Это может привести к возможному дефициту отдельных видов подвижного состава на сети.

Все новости ООО "Рейл 1520" в профиле компании на сайте Партнерства (вкладка "Пресс-релизы")


В раздел "Новости участников"