Железным дорогам нашли новые повороты

КОММЕРСАНТ: Как стало известно “Ъ”, бизнес-омбудсмен Борис Титов в письме президенту раскритиковал допнадбавку к тарифу на капремонт железнодорожной инфраструктуры. Недовольным итогами совещания о тарифном регулировании остался и «Русал», направивший письмо премьеру с предложением ускорить работу над новым прейскурантом железных дорог. Доводы и даже один абзац в этих обращениях идентичны. Однако прочие участники рынка нервно реагируют на новые идеи после долгого и мучительного согласований позиций.

Реорганизация АО «ОТЛК» позволит России, Казахстану и Белоруссии управлять проектом на паритетных началах

12 декабря состоялось внеочередное общее собрание акционеров АО «Объединенная транспортно-логистическая компания», на котором было единогласно принято решение о реорганизации компании. В результате реорганизации будет создано АО «ОТЛК Евразийский железнодорожный альянс» (АО «ОТЛК ЕРА»). Компания будет осуществлять основную производственную деятельность ОТЛК по оперированию и развитию грузового транзита на территории стран-участников проекта.

Управляющая компания «РэйлТрансХолдинг»: курсом инновационного развития

21.04.2015

На рынок вагоностроения управляющая компания «РэйлТрансХолдинг» вышла сравнительно недавно – в 2011 году. И буквально в течение нескольких лет сумела добиться на этом нелёгком поприще невероятных результатов, прочно заняв свою уникальную нишу на рынке.

За четыре года, а это срок для машиностроительной отрасли небольшой, топ-менеджмент компании во главе с председателем правления кандидатом экономических наук Сергеем Александровичем Шпаком совершил качественный скачок, создав вертикально интегрированную компанию с единым управлением, Научно-инженерным центром и крупными машиностроительными предприятиями. Кто-то из скептиков, а их сегодня развелось предостаточно, воскликнет: «Да этого не может быть!» И окажется… неправ. Далеко ходить и ездить не надо: всё интересное рядом. Вот оно, наше, отечественное, производимое в России и ничуть не уступающее зарубежным аналогам, а по некоторым позициям и превосходящее их!

Опыт РэйлТрансХолдинга доказывает, что настал уже день, когда можно и нужно вкладывать средства в развитие собственного производства. Тем более в машиностроительный комплекс, который был и останется основой основ экономики любого государства.

Как Сергею Шпаку и его единомышленникам удалось совершить такой прорыв? Ведь высокотехнологичные разработки с брендом «РэйлТрансХолдинг» сегодня пользуются устойчивым и заслуженным спросом среди операторов подвижного состава как в России, так и за рубежом.

Чтобы понять и осмыслить их действия, дать какую-то оценку, необходимо побывать на производстве и увидеть всё своими глазами, побеседовать с простыми рабочими, инженерно-техническим персоналом, посетить Научно-инженерный центр. И тогда всё встанет на свои места, отдельные впечатления сложатся, словно мозаика, в единую стройную картину закономерного успеха.

Первый и, пожалуй, главный вывод после посещения предприятий и головного офиса компании – здесь работает единая команда профессионалов и единомышленников, объединённых решением одной задачи – создавать инновационные изделия, востребованные рынком. А инженерно-конструкторская мысль работает здесь с завидным постоянством, напряжённо, каждый день и час решая насущные производственные задачи, при этом технологи, инженеры-конструкторы обязательно пытаются заглянуть в будущее, спрогнозировав и предугадав, насколько это возможно, конкурентоспособность своих изделий на внутреннем и внешнем рынках. Производство только ради производства – бессмысленная трата сил, средств и материальных ресурсов. Это общеизвестно.

Второй вывод, который напрашивается, – несмотря на строго выстроенную вертикаль управления, каждое структурное подразделение компании достаточно самостоятельно при принятии решений в рамках своих профессиональных компетенций. Оно имеет свою администрацию, которая призвана развивать и поощрять творческую самостоятельность инженерно-конструкторского персонала. Такая свобода творчества и развития, конечно же, только идёт во благо всего холдинга.

Третий вывод – все участники производственного процесса находятся в равных условиях, в одной плоскости, совместными усилиями добиваясь наивысшего возможного результата каждый на своём уровне. Перечисленные наблюдения, видимо, и стали основой для быстрого развития инновационного машиностроения и успешной конкуренции на непростом рынке. Выстроенная вертикаль управления остаётся невидимой, а вот полученные результаты уже ощутили операторы подвижного состава, по достоинству оценив выпущенную компанией продукцию.

В РэйлТрансХолдинге уже стало хорошей традицией начинать новый год с заседания Научно-технического совета, в котором приняли участие члены правления холдинга, ведущие конструкторы Научно-инженерного центра.

Во время работы совета вырабатываются единые подходы, решения, формулируются основные задачи на текущий год. Это своего рода заседание штаба по генерированию новых свежих идей, которые в течение года будут поэтапно претворяться в жизнь. Главный итог, прозвучавший на совете, – кризис кризисом, а двигаться дальше надо, иначе рискуем выпасть из ниши рынка. А она далась компании нелегко.
– Машиностроение – основа экономики любого развитого государства. И мы не имеем права останавливаться, – делится с нами член правления, директор по научно-техническому развитию, доктор технических наук, профессор, академик Международной инженерной академии наук, дважды лауреат Государственной премии Украины Анатолий Данилович Чепурной, заслуженный машиностроитель Украины. – Кто-то может возразить: дескать, вагонный парк и так испытывает серьёзный профицит сегодня, зачем ещё производить новые? В корне неправильная постановка вопроса! Во-первых, большая часть вагонного парка страны была выпущена в 70-е годы, а его физический износ достиг предельных цифр – 80–85%. Во-вторых, это продукция старого образца, морально устаревшая и требующая срочной замены. Поэтому частным операторам следует подумать о смене старого, морально устаревшего подвижного состава на вагоны нового поколения. Иначе завтра от них могут отвернуться грузовладельцы, которые в первую очередь обращают внимание на техническое состояние вагона, дату выпуска, время прохождения до деповского и капитального ремонтов и другие технические параметры. Ремонтировать вагоны не имеет смысла, себе дороже – это уже подтверждено и решением Правительства РФ. Окончился срок службы, а это 25–30 лет, вагон подлежит списанию, никаких модернизаций, как и принято во всём мире!

Одним из ключевых вопросов, который был поднят на совете во время обсуждения текущих годовых планов, стало рассмотрение задачи по созданию в 2015 году изделий новой железнодорожной техники. В своём докладе директор Научно-инженерного центра УК «РэйлТрансХолдинг» кандидат технических наук Александр Витальевич Литвиненко отметил, что на текущий год предусмотрено создание ряда новых изделий (всего 19 наименований): крытых вагонов, вагонов-платформ, вагонов-цистерн и грузовых тележек с осевой нагрузкой 23,5 тонны на ось (с улучшенными эксплуатационными показателями) и инновационных с нагрузкой на ось 25 тонн и др.
– Эти 19 изделий, которые было предложено освоить в нынешнем году, родились же не на пустом месте, – прокомментировал Анатолий Данилович. – Это результат кропотливого труда за предыдущий год, когда и были заложены и разработаны все конструкторские новинки. Заметьте, полёт творческой мысли никто не ограничивал.

И ещё один важнейший факт, о котором обязательно надо сказать. Конструкторское бюро Научно-инженерного центра УК «РэйлТрансХолдинг» – это мощная синергия конструкторов двух направлений: представители первого направления раньше занимались оборонной тематикой, например главный конструктор Л.Е. Полетун, главный инженер проекта А.К.Шевченко, начальник сектора А.А. Шупаенко, ведущий конструктор Е.П. Анисенко и др. А ко второй группе относятся конструкторы, которые занимались только вагоностроением, в их числе начальник сектора Р.И. Шейченко, начальник сектора В.А. Калиниченко, ведущие инженеры-конструкторы М.В. ПриходкоР.В. Граборов, Е.В. Лубковский и др.

Безусловно, синергетический эффект такого необычного сплава инженерно-конструкторской мысли и позволил компании достаточно быстро укрепиться на рынке. С одной стороны, представители оборонного комплекса обеспечили будущим изделиям эксплуатационную надёжность и безотказность в работе, а с другой – находясь постоянно в творческом поиске, вагоностроители преподносили оригинальные конструкторские идеи и решения.
– Неоценимую помощь нам в этом процессе, – продолжает Анатолий Данилович Чепурной, – оказывает одна из ведущих научных организаций в области вагоностроения Российской Федерации – ООО «Инженерный центр подвижного состава». Его возглавляет талантливейший инженер Е.В. Афанасьев, который принимает непосредственное участие в рождении каждого нового изделия на заводе. Мы очень дорожим его мнением, поэтому очень часто его предложения, замечания и рекомендации используем в компании как при создании, испытаниях, так и при постановке изделия на производство.

Одна из новинок, которая, безусловно, будет востребована рынком, – это вагон-цистерна для перевозки расплавленной серы модели 15-9544. Уже разработан полный комплект конструкторской документации. Это уникальная в своём роде разработка конструкторов КБВС (Конструкторское бюро вагоностроения) УК «РэйлТрансХолдинг». На заводе запущено в производство три комплекта цистерн для сертифицирования, из которых один опытный образец уже изготовлен. Он отличается не только увеличенным объёмом при использовании тележек грузоподъёмностью 25 тонн на ось, но и обладает такими конкурентными преимуществами, как увеличение времени поддержания продукта в жидком состоянии за счёт улучшения теплоизоляции, увеличения её толщины в наиболее горячей части котла и увеличения массы продукта; сокращение времени разогрева за счёт улучшения теплоизоляции и отсутствия кольцевого зазора; улучшение условий проведения сливных операций за счёт введения обогрева сливо-наливной трубы; снижение трудоёмкости обслуживания за счёт изменения конструкции крышки и пр. Новые технологические решения позволят проводит сливные операции за счёт введения обогрева сливо-наливной трубы, за счёт изменения конструкции крышки снижены затраты на трудоёмкие работы по её обслуживанию и др.

К слову, с Анатолием Даниловичем мы позволили себе немного порассуждать над термином «инновационный». И в самом деле сегодня это некогда загадочное слово уже прочно вошло в наш обиход и встречается чуть ли не на каждом углу.

– Есть разные определения инновационности, – комментирует Анатолий Данилович. – Мнения разделились, поэтому единого критерия, увы, пока не выработано. Например, сегодня многие производители в России, в том числе и регуляторы Минпромторг и Минтранс, основным критерием инновационности вагона или цистерны считают тележку с нагрузкой 25 тонн на ось. Справедливая оценка, но в первую очередь с точки зрения грузоотправителя. Он заинтересован в отправке большого объёма грузов меньшим числом вагонов. С нашей точки зрения, как производителей железнодорожной техники, инновационные технологии значительно шире и глубже и основаны на высоких технологиях, которые должны закладываться во все узлы и детали будущего изделия. Только в этом случае уместно говорить о вагонах нового поколения, нового тысячелетия. Поэтому одного увеличения нагрузки на ось и межремонтного пробега недостаточно для применения к новым изделиям понятия инновационности.

– Разработка и производство вагонов-цистерн – одно из приоритетных направлений развития холдинга, – продолжает Анатолий Чепурной. – Разрабатывается целая серия вагонов-цистерн для перевозки серной кислоты, олеума и другой номенклатуры химически активных грузов. Вообще, скажу, что сегодня, несмотря на общий профицит вагонного парка, на сети реально ощущается дефицит узкоспециализированных вагонов-цистерн для перевозки опасных и ядовитых грузов. Это специфическая ниша, но она свободна, и мы постараемся её занять. Кстати, такие цистерны востребованы на рынках Балтии и СНГ. Среди проектируемых вагонов-цистерн особое место занимает цистерна для перевозки метанола. Для перевозки этого опасного химиката мы разработали и запатентовали цистерну повышенной вместимости за счёт изменения конструкции котла, использования межтележечного пространства. Это инновационное изделие за счёт специфической конструкции обладает ещё большим объёмом при сохранении габаритов, позволяющих эксплуатировать такой вид подвижного состава на существующем оборудовании участков погрузки-разгрузки.

В планах на год запуск в производство ОАО «НМЗ» инновационного крытого вагона модели 11-6882 с осевой нагрузкой 25 тонн на ось и объёмом кузова 161 куб. м. Инновационность производства состоит в том, что мы применяем луч лазера для сварки деталей вагона. Конечно же, технология разработана в содружестве с нашими давними и постоянными партнёрами из Института электросварки им. Е.О. Патона. Такую уникальную технологию больше никто не применяет в мире!

Инновационные сварочные технологии разработаны под личным руководством директора института академика Б.Е. Патона. Его заместитель академик Л.М. Лобанов, а также руководители отделов по лазерной сварке д.т.н. В.Д. Шелягин, по контактной сварке д.т.н. А.А. Пасынок, а также руководитель ОКБ д.т.н. В.Д. Черниенко, опираясь на новые сварочные технологии, создали целевую программу по изготовлению современной железнодорожной техники.

Сварка деталей производится не за счёт обычной присадки проволоки или электрода, а за счёт расплавленного металла корпуса вагона. Масса такого вагона легче, а конструкция намного надёжнее используемых сегодня. Готовый образец такого крытого вагона, изготовленного по новой технологии, мы продемонстрируем осенью на железнодорожном форуме «ЭКСПО 1520» в Щербинке. Совместно с конструкторами ОАО «Новозыбковский машиностроительный завод» мы проводим работы по внедрению в цехах предприятия автоматической контактной точечной сварки корпусных деталей и крыши крытых вагонов, с их участием спроектирован стенд, на котором приварка обшивы к раме полувагонов в том числе в труднодоступных местах будет осуществляться контактной сваркой изнутри – снаружи не будет видно сварного шва.

Бесспорно, в создании подвижного состава нового поколения своё веское слово сказал коллектив ОАО «Новозыбковский машиностроительный завод» во главе с его инициативным и творческим директором Г.П. Пилипчуком и дружной команды конструкторов завода под руководством главного конструктора С.А. Кузьмичёва и его заместителя В.С. Спорыша, а также главного сварщика Д.А. Милицина.

В начале 2015 года в состав ОАО «НМЗ» на правах филиала вошёл Армавирский машиностроительный завод. В настоящее время здесь ведутся подготовка производства к выпуску крытого вагона модели 9962 и техническое перевооружение специализированного участка по сборке двухосных тележек. В ближайшей перспективе по замыслу руководства управляющей компании Армавирский филиал станет полноценным звеном и полноправным участником всей инновационной цепочки производства.

В феврале 2015 года в состав группы компаний «РэйлТрансХолдинг» вошёл Южно-Уральский машиностроительный завод. Это старейшее машиностроительное предприятие России в последние годы переживало нелёгкие времена. На предприятии изготавливается практически вся номенклатурная линия, которая необходима металлургической, горнорудной, газовой, нефтяной промышленности России. Здесь намерены производить не только запчасти, но и готовые машины. На сегодняшний день завод уже производит вагоноопрокидыватели, горно-обогатительную технику, крановое металлургическое оборудование.

В программу модернизации, технического перевооружения машиностроительного завода акционер планирует инвестировать крупные средства. Это позволит значительно увеличить объёмы производства и численность работников предприятия.

Все новости ООО УК "РейлТрансХолдинг" в профиле компании на сайте Партнерства (вкладка "Пресс-релизы")


В раздел "Новости участников"