Совет государственных связей

ГУДОК: Вчера в Москве началось 69-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Традиционно основными темами рабочей встречи стали итоги работы объединённой сети, пассажирское сообщение, а также вопросы взаиморасчётов между железнодорожными администрациями.

Не повысишь — не поедешь

КОММЕРСАНТ: Грузоотправителям пришлось согласиться на рост тарифов ОАО РЖД

Несмотря на обещания ОАО РЖД отменить с 2019 года экспортную надбавку к тарифам в размере 8%, она может быть продлена до 2025 года, и на это согласились потребители. Исключение сделано для алюминия, субсидируемого из-за санкций, и нефтепродуктов, которые нужно вернуть на железную дорогу. Позиция рынка выглядит парадоксальной, но вызвана тем, что ОАО РЖД показало в финансовой модели брешь на 2 трлн руб., которая может напрямую повлиять на интересы грузоотправителей. В итоге около 300 млрд руб. дефицита монополия намерена покрыть за счет грузовых тарифов, а ФАС, по данным “Ъ”, готова ей в этом помочь.

В I полугодии 2018-го объем погрузки по сети РЖД увеличился на 4%

01.08.2018

По итогам І полугодия 2018-го погрузка составила 651,2 млн т грузов (+4% к аналогичному периоду 2017 г.). В частности, повысились показатели транспортировки по железной дороге:

В I полугодии 2018-го объем погрузки по сети РЖД увеличился на 4%
* каменного угля (+4,9%, до 188 млн т),
* нефти и нефтепродуктов (+0,1%, до 120,1 млн т),
* железной и марганцевой руды (+4,4%, до 57 млн т),
* черных металлов (+16,2%, до 44,6 млн т),
* химических и минеральных удобрений (+5,5%, до 30,7 млн т),
* лесных грузов (+5,2%, до 26 млн т),
* химикатов и соды (+3,9%, до 17,3 млн т),
* зерна (+55,1%, до 14,4 млн т),
* строительные грузы (+1%, до 71,2 млн т).

Вместе с тем отрицательная динамика наблюдалась в секторах:
* промышленного сырья и формовочных материалов (-2,8%, до 17,5 млн т),
* цемента (-5,2%, до 11,9 млн т),
* цветной руды и серного сырья (-2,3%, до 10 млн т),
* лома черных металлов (-1,9%, до 7,2 млн т),
* кокса (-3,2%, до 5,4 млн т).

Грузооборот по итогам I полугодия 2018-го составил 1280,6 млрд тарифных т-км (+4,5% к прошлогоднему показателю).

Уголь: возможен новый рекорд

Погрузка угля по итогам I полугодия 2018-го составила 188 млн т (+4,9% к аналогичному периоду 2017 г.). Cохранив заданный темп, угольная отрасль РФ по итогам этого года может показать новый рекорд за всю историю России и приблизиться к максимальным показателям времен СССР.

В II квартале 2018 года внутренние перевозки угля нарастили отставание I квартала 2018-го (-1,3% к аналогичному периоду 2017 г.) и по итогам I полугодия погрузка выросла до 86,1 млн т, что на 2% выше аналогичного периода 2017-го (+1,7 млн т).

Экспорт превалирует над внутренними перевозками с начала 2017 года и по итогам I полугодия 2018-го его доля выросла в общем объеме погрузки до 54,2% (1,3 п. п. по итогам I полугодия 2017 г.) – 101,9 млн т.

Экспортные направления сбыта российского угля по итогам I полугодия 2018-го:
* доля по странам АТР сократилась несущественно – с 63,2 до 60,2% к аналогичному периоду 2017 года. В объеме погрузки рост составил 2,3%, до 61,4 млн т. Основные страны – импортеры российского угля: Япония, Китай, Корея, Индия. С 2018 года добавилось новое направление – Таиланд.
* страны Европейского союза увеличили импорт российского угля на 13,6%, до 28,2 млн т. Основной прирост достигнут за счет Польши, которая увеличила импорт в 2 раза – до 6,7 млн т. Прирост погрузки в 2 раза также показала Германия – до 2,1 млн т. Помимо этого, Румыния, Бельгия и Словакия суммарно нарастили погрузку на 1,5 млн т к аналогичному периоду 2017 года.
* по прочим странам Европы (кроме ЕС) прирост составил почти 50%, до 8 млн т. Это произошло за счет Украины (+40%) и Швейцарии (рост более чем в 2 раза).

Можно выделить три основные страны, существенно нарастившие в I полугодии 2018-го импорт российского угля: Китай, Польша и Украина. Китай – основная экспортная страна, наращивающая объем отгрузки с 2001 года (вырос с 1,5 тыс. т до 19 млн т). Причина – сокращение производства, которое стало частью политики КНР по снижению выбросов, загрязняющих окружающую среду. Внутренние мощности угольной промышленности страны в 2017 году уменьшились на 150 млн т за счет закрытия мелких и неэффективных шахт. Но, сокращая добычу угля, Китай продолжил наращивать сталелитейные мощности, что вызвало прирост импорта.

Польша в связи с истощением собственных месторождений вдвое нарастила поставки из России. По оценкам экспертов, такая ситуация сохранится в среднесрочной перспективе, до развития атомной энергетики (анонсировано строительство первой в Польше АЭС).

С начала года Украина увеличила импорт российского угля на 40%. Эксперты объясняют ситуацию тем, что уголь из России по-прежнему остается более дешевым и качественным сырьем для украинских предприятий.

Нефть и нефтепродукты: на уровне прошлого года

Погрузка нефти и нефтепродуктов по итогам I полугодия 2018-го выросла на 0,1% относительно аналогичного периода 2017-го за счет увеличения внутренних перевозок (+1,9%). Экспортные направления продолжают снижаться: -2,3% к январю – июню 2017 года (на начало года доля экспорта в общем объеме погрузки составляла 43,7%, по итогам июня она сократилась до 40%). Всего с начала 2018 года по железной дороге отгружено 120,1 млн т нефти и нефтепродуктов (I полугодие 2017 г. – погрузка на уровне 119,99 млн т).

В структуре грузов основное сокращение пришлось на мазут нефтяной и каменноугольный, падение – 11%, до 21,5 млн т. Модернизация нефтеперерабатывающей отрасли приводит к изменению в структуре выпуска основных нефтепродуктов: объемы выпуска мазута стремительно сокращаются, в то время как доля высокооктанового топлива растет (целью модернизации НПЗ остается увеличение глубины переработки нефти для получения более высокомаржинальных продуктов).
Несмотря на рост производства дизельного топлива (37,8 млн т, +1,3% к аналогичному периоду 2017 г.), продолжается падение объема погрузки – 4,4%, до 22,3 млн т. Снижение связано с введением новых мощностей нефтепродуктопровода в рамках проекта «Юг».

Прирост погрузки по итогам I полугодия 2018-го наблюдался по следующим видам грузов:
* нефть сырая (+2,4% к I полугодию 2017 г., 10,8 млн т);
* дистилляты газового конденсата (+7,3%, около 7 млн т);
* керосин (+13%, 4,6 млн т).

В экспортном направлении падение, главным образом, произошло из-за сокращения погрузки в Италию: -30,2%, до 9,5 млн т (в разрезе грузов основное падение показал мазут и дизельное топливо).

Нидерланды, Республика Беларусь и Китай, напротив, увеличили импорт на 3,2 млн т. Но этого не хватило для выведения общей динамики экспортного направления в рост.

Основным конкурентом ж/д перевозок остается трубопровод, который успешно развивается.

В 2018–2019 гг. на уход нефтегрузов с железной дороги в трубу повлияет подключение к системе магистральных нефтепроводов к трем заводам – Комсомольскому НПЗ (это сократит железнодорожные перевозки на 5,3 млн т), Афипскому НПЗ и Ильинскому НПЗ (потери железной дороги – 1,5 млн т). Кроме того, запланировано строительство нефтепродуктопровода Волгоград – Тихорецк и подключение к трубе Волгоградского НПЗ, что уменьшит объемы железнодорожных перевозок на 2,6 млн т. Еще 1 млн т потеряют РЖД из-за перепрофилирования нефтепровода Рязань – Москва на светлые нефтепродукты.

Данное снижение может быть скорректировано лишь за счет создания РЖД более выгодных условий грузоотправителям.

Строительные грузы и цемент: ожидаемого восстановления рынка так и не произошло

На протяжении последних 3 лет в России наблюдается спад производства цемента. В 2017 году в России произведено 54,7 млн т цемента, что на -0,6% ниже объема производства 2016-го. Темпы производства в I полугодии 2018-го продолжают снижаться: -3,7% к аналогичному периоду 2017 года (23,7 млн т). Прежде всего это вызвано сокращением спроса на продукцию со стороны строительной отрасли. По данным Росстата, объем ввода в действие жилых домов по итогам II квартала 2018-го уменьшился на 15,3% к I кварталу того же года (с 15,7 млн кв. м по I кварталу 2018 г. до 13,3 млн кв. м по II кварталу 2018 г.). Повлияли также погодные условия: из-за длительного дождливого сезона не все проекты были реализованы.

На фоне падающего спроса на цемент сократилось не только внутреннее производство, но и импорт. Из-за девальвации рубля цены зарубежных поставщиков оказались непривлекательными для отечественных покупателей и импорт стал снижаться быстрыми темпами: с 5 млн т (2015 г.) до 2 млн т (2017 г.).

Погрузка строительных грузов по итогам I полугодия 2018-го составила 71,2 млн т (+1% к предыдущему году). В основном рост строительных грузов произошел за счет увеличения погрузки щебня: +2,3% – до 56 млн т, который прежде всего ориентирован на обновление и ремонт ж/д путей. По остальным позициям строительных грузов наблюдается отрицательная динамика, в том числе погрузка цемента сократилась на 5,5% – до 12,6 млн т.

Всего с начала 2018 года по железной дороге отправлено 104,8 млн т минерально-строительных грузов (-0,4% к аналогичному периоду 2017 г.). Разнонаправленная динамика перевозок строительных материалов и цемента связана с нехваткой универсального подвижного состава, который задействован в основном под перевозку угля.
По оценкам BusinesStat, производство цемента в России продолжит снижаться и в 2018–2019 гг. Несмотря на постепенное восстановление экономики, строительная отрасль реагирует медленнее: требуется время для подготовки проектов, принятия решений, согласований. В зависимости от проекта процесс утверждения может занимать не менее 6 месяцев, а иногда и больше года. Рост выпуска цемента следует ожидать после 2019-го. По прогнозам специалистов, в период с 2020 по 2022 год отечественные производители будут наращивать выпуск продукции темпами в среднем на 1,7% в год. Объем производства в 2022-го увеличится до 55,1 млн т

Черные металлы: компании возлагают надежды на 2018 год

По данным Федеральной службы государственной статистики за I полугодие 2018-го по основным видам продукции черной металлургии наблюдается существенный рост производства:
* чугун: +19,7% к аналогичному периоду 2017 года (до 30,4 млн т);
* сталь нелегированная: +22,2% (до 33 млн т);
* прокат готовый: +24,8% (до 36,2 млн т).

Погрузка черных металлов по итогам I полугодия 2018-го выросла к уровню предыдущего года на 16,2%, до 44,6 млн т. Причем увеличение погрузки наблюдалось как по внутреннему направлению (+20,7%, до 26,3 млн т), так и на экспорт (+10,3%, до 18,3 млн т).

Внутреннее направление показало рост по группам грузов: рельсы (+51,3%, до 4,5 млн т), чугун (более чем в 2 раза, до 1,1 млн т), заготовки стальные (+28%, до 3 млн т), прочие виды проката (+ 9,6%, до 13,2 млн т) в основном за счет листовой стали (+13,8%, до 6,1 млн т).

Экспорт прибавил 1,7 млн т, главным образом за счет Турции (+29,8%, до 3 млн т), Китая (+9,9%, до 2,1 млн т), Италии (+7,9%, до 1,7 млн т), США (+20,9%, до 1,6 млн т), Мексики (+19,3%, до 1,3 млн т), Польши (более чем в 4 раза, до 444 тыс. т) и Кореи (почти в 3 раза, до 229 тыс. т).

На мировом рынке складывается непростая ситуация, которая имеет достаточно серьезные последствия и для российского рынка. США ввели пошлины на китайские товары, Китай ответил аналогичными ограничениями в отношении США. В Европе принято принципиальное решение о введении квот и тарифов на импорт стали, хотя конкретный механизм пока не определен. Цены на металлургическое сырье в результате стагнируют или снижаются, хотя признаков глубокого спада пока нет.

В Турции ожидаемой активизации национального рынка сортового проката после выборов, состоявшихся 24 июня, пока так и не произошло. Спрос на арматуру не восстановился, экспортная конъюнктура для местных металлургических компаний тоже не улучшается, поэтому в первую неделю июля сделки по закупке импортного металлолома на август практически не заключались.

Товарный чугун еще не исчерпал все возможности для повышения. После непродолжительной паузы в конце июня возобновили закупки этого материала американские компании. Устойчивый спрос демонстрируют потребители из Турции и Италии.
Руда: внутренний рынок — драйвер роста в 2018 году

По итогам I полугодия 2018-го производство товарной железной руды в России выросло на 1,1% к I полугодию 2017-го в основном за счет таких предприятий, как:
* Стойленский ГОК (входит в Группу НЛМК): +6,5%, до 20,2 млн т;
* Костомукшский ГОК («Карельский окатыш»): +2,6%, до 5,9 млн т;
* Михайловский ГОК (входит в «Металлоинвест»): +1,3%, до 9,1 млн т;
* Оленегорский ГОК («Олкон»): +4,9%, до 2 млн т.

Россия по общим запасам железной руды занимает 1-е место в мире (43 075 млн т – это 16,9% мирового запаса), среднегодовое производство составляет около 71 млн т (6,7% мирового производства), содержание железа – около 36%.

Погрузка руды по итогам I полугодия 2018-го составила 67,1 млн т, что на 3,4% выше аналогичного периода 2017-го.

Погрузка показала положительную динамику за счет поставок на внутренний рынок: +8,4%, до 58 млн т.

Экспортное направление, напротив, сократилось на 20%, до 9,2 млн т. Основное падение – в сторону Китая: -22,2%, до 2 млн т. Существенно нарастила экспорт только Италия: +68,3% – до 1,6 млн т. Также суммарно на 750 тыс. т увеличилась погрузка в сторону Финляндии, Франции, Египта и Австрии. По остальным направлениям экспорта – существенное сокращение на 1 млн т: Словакия (-16,1%); Германия (-17,9%); Турция (-10,2%); Нидерланды (-40,1%); Польша (-71,9%); Япония (-71,1%) и Великобритания (-42,5%).

Внутренний рост связан с увеличением спроса со стороны российских металлургических заводов на фоне увеличения выпуска металлопродукции. Китай сократил потребление российской продукции на 20% в связи с закрытием своих избыточных литейных мощностей.

Спотовые цены на железную руду тем временем упали до самого низкого уровня с конца марта, прогнозируется их дальнейшее падение до $60 за 1 т CFR Китай в конце года. Основной причиной спада специалисты называют американские пошлины, вступившие в силу 6 июля, и китайский ответ на них.

Лесные грузы: рост продолжается

Объем погрузки по итогам I полугодия 2018-го вырос на 5,2%, до 26 млн т. При этом внутренние перевозки увеличились на 11,2%, до 10,5 млн т, тогда как экспорт – лишь на 1,5%, до 15,5 млн т, – преимущественно за счет Казахстана, Азербайджана и Японии.

Объем перевозок круглых лесоматериалов, который по итогам 2017 года сократился на 0,5%, в 2018 году показал рост на 5,2% – до 14,1 млн т

Перевозки пиломатериалов продолжают расти, но более низкими темпами: +2,9% – до 8,4 млн т относительно аналогичного периода 2017 года. Основной причиной снижения показателя выступает Китай, который последние годы наращивал импорт российской лесной промышленности, но по итогам I полугодия 2018-го сократил погрузку на 0,3% – до 9,59 млн т, особенно по круглым лесоматериалам (-4,9% к аналогичному периоду 2017 г.). Экспорт пиломатериалов в сторону Китая вырос на 3,4%, до 5,4 млн т.

Финляндия, которая является второй экспортной страной в лесной отрасли России, с 2017 года стала снижать закупки, и по итогам I квартала 2018 года объемы сократились на 8,4% – до 1,64 млн т. Сокращение наблюдается по всем номенклатурам: лесоматериалы круглые (-6,4%), древесина измельченная (-19,3%), фанера и шпон (-59,7%), поставки пиломатериалов совсем прекратились. Основной причиной значительного сокращения импорта в торговом представительстве Финляндии называют увеличение собственной вырубки леса, что соответствует национальной лесной стратегии этой страны. Ее цель – к 2024 году нарастить объемы ежегодных заготовок до 80 млн кубометров. Предыдущие 4 года поставки российского леса в Суоми носили стабильный характер.

Бумага: умеренный рост

По итогам I полугодия 2018 года рост железнодорожных перевозок составил 3,2% – до 3,8 млн т – в основном за счет экспортного направления (+4,8% – до 2,7 млн т). Во внутреннем сообщении – небольшое падение: -0,5% – до 1,1 млн т.

Основной рост экспорта – в направлении Китая (+12,2%, до 953 тыс. т к аналогичному периоду 2017 года). В структуре грузопотока увеличение объема зафиксировано по бумаге газетной (в 12 раз, до 86 тыс. т) и целлюлозы сульфитной небеленой (на 38,3%, до 96 тыс. т).

Россия – крупнейший экспортер леса-кругляка (16% мирового рынка) и занимает второе место по поставкам пиломатериалов (18%), уступая лишь Канаде. Но когда речь идет о продукции лесопереработки с высокой добавленной стоимостью, то Россия оказывается в замыкающих. Так, ее доля в экспорте целлюлозы составляет лишь 4%. Развитие российского лесопромышленного комплекса сдерживается рядом факторов: высокая степень физического износа оборудования и низкий уровень переработки древесного сырья, а значит, меньшая производительность и высокий объем отходов.

Зерно и продукты перемола: максимальный прирост по сети

Погрузка зерна по железной дороге в I полугодии 2018 г. увеличилась на 55,1%, до 14,4 млн т. Пшеница прибавила 74,2%, до 10,1 млн т. Погрузка ячменя выросла на 76,1%, до 1,7 млн т.

Основной прирост погрузки – за счет экспортного направления: +92% – до 8,85 млн т. Основная страна экспортер, как и годом ранее – Египет. Погрузка в данном направлении составила 4,1 млн т (увеличение в 2,5 раза к аналогичному периоду 2017 г.). На второе место по экспорту вышел Бангладеш (рост экспорта в 5 раз, до 707 тыс. т). Суммарно на 1,05 млн т (до 1,29 млн т) вырос экспорт в направлении: Монголии (в 10 раз, до 275 тыс. т.); Ирана (в 7 раз, до 233 тыс. т.); Республики Беларусь (в 8 раз, до 217 тыс. т.); Китая (в 4 раза, до 182 тыс. т.); Швейцарии (в 3 раза, до 166 тыс. т.); Нигерии (в 3 раза, до 127 тыс. т.) и Латвии (в 12 раз, до 92 тыс. т.).
Внутренние перевозки выросли на 18,9% - до 5,57 млн т. Продукты перемола, в основном грузят, по внутреннему сообщению.

По прогнозам экспертов, урожай зерна в текущем году составит около 115,7 млн т, из них пшеницы – 71,4 млн т. В связи со снижением урожая предполагаем, что экспорт зерна на следующий сельскохозяйственный год окажется на уровне 45-46 млн т, из них пшеницы – около 35 млн т. Существенной поддержкой следующего зернового года является решение правительства России о продлении нулевой ставки вывозной таможенной пошлины на пшеницу до 1 июля 2019 года.

Химические и минеральные удобрения: итоги 1 полугодия 2018 года ведут к новым рекордам

Погрузка химических и минеральных удобрений по итогам I полугодия 2018 года увеличилась на 5,5% – до 30,7 млн т. Внутренние перевозки показали рост в 8,1% – до 12,1 млн т. Экспортные перевозки выросли на 3,8% - до 18,6 млн т.

Основной прирост экспортных поставок произошел за счет Бразилии и Швейцарии, которые по итогам I полугодия 2018 года прибавили 1,5 млн т:

* Бразилия нарастила экспорт на 33,8% – до 2,82 млн т – за счет карбамида (+10,5% до 1,2 млн т к аналогичному периоду 2017 г.); аммофоса (в 147 раз, до 376 тыс. т.), калия хлорида (с начала года погрузка, по итогам I полугодия 2018 года – 116 тыс. т.;
* Швейцария нарастила экспорт на 44,8% – до 2,5 млн т – за счет диаммофоса (+44,5%) и карбамида (в 2,4 раза).
Основной прирост погрузки химических и минеральных удобрений на 1,5 млн т по сети АО «РЖД» в разрезе грузов:
* апатитовый концентрат: +5,2%, до 6,97 млн т;
* карбамид: +11,1%, до 4,1 млн т;
* селитра аммиачная: +6,3%, до 3,79 млн т;
* ЖАУ: +24,2%, до 1,2 млн т;
* диаммофос: +55,4%, до 845 тыс. т.

На конец июня 2018 года цена на карбамид в Египте выросла до $260 1 т, средние партии продаются для Европы. Иранский карбамид теперь стоит $220 1 т. Цены на карбамид на Балтике – $230–235 за 1 т. Активно закупала карбамид Бразилия. Селитра растет в цене во всем мире, прежде всего на Балтике. Аммиак в регионе Черного моря оценивается в $248 за 1 т, рост цены составил $20 за 1 т. В Индии заметно вырос спрос на фосфорные удобрения.

Рост мощностей по производству минеральных удобрений в мире пока превышает рост спроса, но в перспективе ситуация в некоторых сегментах будет меняться. В текущем году увеличение мировых мощностей по производству карбамида составило 9 млн т, тогда как спроса – едва превысило 2 млн т. Однако уже в 2019 году это соотношение составит 2 и 3 млн т, соответственно. Китай, проводя политику снижения расхода энергии и влияния производства на окружающую среду, существенно сокращает производство и экспорт карбамида (экспорт сократился с 13,7 млн т в 2015 г. до ожидаемых 4,6 млн т в нынешнем).

Обзор подготовлен АО «Первая грузовая компания»
http://pgkweb.ru/press-room/news/v-i-polugodii-2018-obem-pogruzki-po-seti-rzhd-uvelichilsya-na-4/

В раздел "Новости участников"