Украинским колесам не покатило

Украинским колесам не покатило Как выяснил “Ъ”, несмотря на резкий взлет цен на железнодорожные колеса в последние два года, ОАО РЖД и Минтранс поддерживают антидемпинговую пошлину на колеса украинского «Интерпайпа», действие которой может возобновиться 1 июня. Операторы вагонов просят не возвращать пошлину, отмечая, что цена колес остается высокой. Участники рынка при этом считают, что даже пошлина не позволит выдавить «Интерпайп» с российского рынка. Эксперты же ожидают снижения цен, прогнозируя, что профицит колес превысит 20% в этом году.

Перевозки приняли товарный вид

09.04.2020

Вместо пассажиров железная дорога повезет уголь

Операторы предлагают ОАО РЖД пустить грузовые поезда на Восточном полигоне вместо отмененных из-за снижения спроса пассажирских. Это даст возможность провозить по востребованному БАМу и Транссибу дополнительные 1,5 млн тонн грузов в месяц, что, по расчетам операторов, позволит им занять простаивающий парк, а ОАО РЖД — поправить показатели погрузки. Если монополия согласится, отмечают аналитики, ей нужно утвердить решение как можно раньше, чтобы успеть привлечь новые грузы и использовать образовавшееся окно максимально прозрачно.

Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) предлагает ОАО РЖД воспользоваться вынужденной отменой части пассажирских поездов для интенсификации грузового движения на Восточном полигоне. Об этом говорится в письме председателя президиума СОЖТ Игоря Ромашова гендиректору ОАО РЖД Олегу Белозерову от 3 апреля (есть у “Ъ”).

ОАО РЖД на прошлой неделе сообщило, что из-за снижения пассажиропотока отменило часть пассажирских поездов. В частности, с 1 апреля не курсирует поезд Иркутск—Улан-Удэ, с 1 июня — Иркутск—Забайкальск, сокращена частота движения поездов Челябинск—Владивосток, Адлер—Чита и многих других на Восточном полигоне. «Учитывая, что спрос на грузовые перевозки в восточном направлении неуклонно растет, а инфраструктура ограничена, предлагаем рассмотреть возможность использовать свободные нитки пассажирского графика для увеличения пропуска грузовых поездов на аналогичных участках»,— пишет господин Ромашов.

По оценкам СОЖТ, это позволит увеличить пропускную способность в грузовом движении до десяти поездов в сутки и увеличить технический план на восток до 600 вагонов.

В результате спрос на вагоны вырастет на 15 тыс. единиц и позволит операторам задействовать под погрузку временно простаивающие вагоны, а ОАО РЖД — увеличить показатели погрузки и грузооборота и снизить негативное влияние первых трех месяцев года.

Погрузка на сети ОАО РЖД упала в первом квартале на 3,8%, а погрузка угля, доля которого на Восточном полигоне особенно велика (34,7% по плану 2020 года),— на 10,2%. Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что показатели, рассчитанные СОЖТ, эквивалентны добавлению 1,5 млн тонн грузов в месяц при 71 вагоне в поезде и их загрузке в 72 тонны. «По году это 18 млн тонн, что равно 1,5% от всей погрузки ОАО РЖД, или 20% от перевозок на восток»,— говорит он.

На фоне временного сокращения пассажирских перевозок на Восточном полигоне и высокого спроса на грузовые перевозки в направлении Дальнего Востока ОАО РЖД просчитывает варианты перепрофилирования высвободившихся ниток графика для грузовых поездов, говорят в монополии.

Для компании это обычная практика, так как некоторые пассажирские поезда курсируют не ежедневно, и в свободные дни возникает необходимость заполнения пропускной способности линий,— поясняют в ОАО РЖД.— При любых изменениях ситуации график может быть разработан и введен в действие в оперативном порядке».

По мнению источника “Ъ” в отрасли, если в ОАО РЖД согласны с предложением операторов, уже сейчас следует объявить, что в мае—июне есть свободные мощности для грузовых отправок. По его словам, на техническое переключение движения, чтобы не просто пропускать стоящие в пробке у узкого места грузовые поезда в паузе в пассажирском движении, а привлечь новые потоки, ОАО РЖД потребуется минимум неделя, а максимум — месяц. Но он согласен с тем, что инициатива имеет большой экономический смысл как для грузоотправителей, так и для операторов и отчасти для вагоностроителей.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров согласен, что ОАО РЖД нужно как можно скорее продемонстрировать грузоотправителям максимально прозрачно наличие дополнительных возможностей отправки грузов на восток. По его мнению, для монополии важна каждая новая тонна грузов, поэтому важно не пропускать грузовые поезда в экстренном порядке, а сразу показать, что есть дополнительная провозная способность, снизив риски обвинения в дискриминации со стороны грузовладельцев.

______
Наталья Скорлыгина
https://www.kommersant.ru/doc/4317351

В раздел "Новости Союза"