На запад по расписанию

ГУДОК: ОАО «РЖД», Министерство транспорта РФ, Министерство земель, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии и Ассоциация транссибирских интермодальных операторов Японии (TSIOAJ) в пятницу подписали меморандум об организации регулярных железнодорожных контейнерных перевозок по маршруту Япония – Россия – Европа. В документе декларируется увеличение объёма перевозки транзитных грузов по Транссибирской магистрали до 1,9 млн TEU r 2025 году.

Универсальный алгоритм перевозки

ГУДОК: Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей Шило рассказал «Гудку» о новых формах взаимодействия с участниками перевозочного процесса, об упрощении логистики на Московском транспортном узле и взаимодействии со смежными видами транспорта. По мнению Алексея Шило, драйверами роста погрузки на сети в 2019 году помимо каменного угля будут металлические руды, химические и минеральные удобрения. Увеличению объёма этих грузов будет способствовать освоение железорудных месторождений юго-востока Забайкальского края, а также открытие новых и модернизация имеющихся производств ключевых отечественных химкомбинатов.

Им ли быть в причале

КОММЕРСАНТ: Проблема угольной пыли в российских портах, с шумом поднятая два года назад, но смягчившаяся в последнее время, получила новое развитие. «Росморпорт» хочет разорвать договор, по которому у него арендует причалы Находкинский морской торговый порт, за несоблюдение экологических требований — как раз по выбросам пыли. По данным “Ъ”, извещения поступили и в другие порты узла, работу которых местные власти уже грозили остановить. Если договоры аренды будут расторгнуты, стивидоры не смогут продолжать работу.

Эксперты транспортного сообщества назвали основные причины проблем в железнодорожной отрасли

03.02.2014

На прошедшем 30 января 2014 г заседании Рабочей группы по транспорту и инфраструктуре Экспертного совета при Правительстве РФ были представлены итоги анкетирования экспертов по вопросу совершенствования технологии управления вагонными парками. Опрос проводился с целью выявления основных проблем в отрасли с тем, чтобы в дальнейшем сформировать подходы для выбора приоритетного варианта модели управления вагонными парками.

В анкетировании приняли участие эксперты 17 организаций, среди них – представители крупнейших компаний-грузовладельцев, транспортных (операторских) компаний, а также эксперты общественных организаций, в том числе члены Президиума и эксперты СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта». Участникам анкетирования было предложено определить наиболее приоритетные для бизнеса проблемы на железнодорожном транспорте, основные причины их возникновения, а также предложить пути решения проблем.

Как показал анализ результатов анкетирования, наиболее важными проблемами эксперты рынка считают отказы в согласовании заявок на перевозку грузов, неисполнение уже согласованных заявок, а также высокий уровень тарифа ОАО «РЖД» на перевозки грузов и порожних грузовых вагонов. Основными причинами проблем в отрасли эксперты назвали отсутствие эффективной технологии управления грузовым движением, недостаточные мощности железнодорожной инфраструктуры и нехватку локомотивов. При этом профицит парка грузовых вагонов эксперты отнесли к менее значимым причинам возникновения проблем в отрасли.

В качестве возможных путей решения проблемы, связанной с недостатком мощностей инфраструктуры, эксперты назвали совершенствование технологии управления грузовым движением, а также увеличение инфраструктурных мощностей за счет инвестпрограммы ОАО «РЖД» и бюджетного финансирования.

Одним из важнейших решений проблемы нехватки локомотивов эксперты считают создание стимулов для притока частных инвестиций в обновление парка локомотивов, в том числе, допуск на сеть частных перевозчиков.

Участникам опроса было предложено оценить возможные сценарии развития рынка грузовых железнодорожных перевозок в России, а также высказать свои предложения за рамками предложенных сценарных вариантов. Для оценки были представлены 4 сценария: возврат к министерской модели функционирования рынка аналогичной той, которая существовала до начала структурной реформы («Регрессивный»), возврат к началу  третьего этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте, когда ОАО «РЖД» принадлежал инвентарный парк в размере около 50% парка грузовых вагонов («Реверсивный»), фиксация текущей модели работы железнодорожного транспорта («Стагнационный»). Согласно третьему варианту, 100% парка грузовых вагонов остаются «приватными», технологическая модель управления парком основана на адресном методе управления грузовыми вагонами, что требует  точечной корректировки нормативно-правовой базы. Четвертым вариантом является сценарий, подразумевающий продолжение структурной реформы («Прогрессивный»). Речь идет о переходе к развитию конкуренции в перевозочной сфере – создании локальных перевозчиков с вагонным парком. Структура рынка делится на три сегмента: естественно-монопольный (инфраструктура), потенциально конкурентный сегмент (перевозочная деятельность) и конкурентный сегмент (операторские услуги).

Большинство экспертов (82%) поддержали позицию, что существующая структура рынка уже не позволяет использовать дореформенную министерскую модель управления парками, и вариант возврата 100% парка грузовых вагонов в ОАО «РЖД» не реалистичен. Наиболее эффективными и реалистичными признаны варианты «Стагнационный» и «Прогрессивный». При этом эксперты сошлись во мнении, что для целей привлечения инвестиций и развития конкуренции железнодорожного транспорта наибольший эффект дает «Прогрессивный» сценарий (50% против 25%). Однако реализуемость «Стагнационной» модели несколько выше (44% против 38%).

По итогам обсуждения участники Рабочей группы приняли решение о создании дорожной карты, базирующейся на «Стагнационном» и «Прогрессивном» сценариях и предполагающие:

- точечную настройку адресной технологии управления вагонными парками;

- расширение практики использования частных локомотивов на железнодорожной инфраструктуре общего пользования;

- расширение практики работы собственных поездных формирований.

- проведение эксперимента по допуску локальных перевозчиков на сеть железнодорожного транспорта.

Ожидается, что дорожная карта будет подготовлена и согласована с экспертами в течение ближайшего месяца, а затем документ будет рассмотрен заинтересованными федеральными органами государственной власти. По итогам работы Экспертным советом будут предложены рекомендации по совершенствованию управления грузовым парком в РФ.

 

Рабочая группа по транспорту и инфраструктуре Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации создана в 2013 году. В состав рабочей группы входят представители транспортного сообщества, в том числе эксперты СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта», промышленных предприятий и общественных организаций. Руководителем Рабочей группы является Председатель Президиума СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта», Генеральный директор Группы компаний «Глобалтранс» Сергей Мальцев.


В раздел "Новости Союза"