Союз операторов железнодорожного
транспортаофициальный сайт

Кабмин РФ до 30 марта ждет предложений по скидке к тарифу на ж/д поставки топлива в ДФО

ПРАЙМ: Вице-премьер РФ Дмитрий Козак поручил ФАС, Минтрансу, Минэнерго и Минэкономразвития до 30 марта представить предложения по скидке к тарифу на транспортировку железнодорожным транспортом отдельных видов нефтепродуктов на Дальний Восток, говорится в материалах на сайте кабмина.

Поручения даны по итогам совещания 7 марта по корректировке тарифов на железнодорожные перевозки нефтепродуктов.

Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года

«Дочка» РЖД закупит 30 тыс. полувагонов минимум за 84 млрд рублей

РБК: Федеральная грузовая компания решила купить 30 тыс. полувагонов в 2019–2021 годах. Их минимальная стоимость — 84 млрд руб. Но эксперты предупреждают об избытке вагонов и снижении экспорта основного товара — угля

Участникам рынка необходим доступ к информации ЭТРАН

28.03.2014
Совет операторов железнодорожного транспорта (далее Партнерство) предлагает ОАО «РЖД» и Минтрансу России принять необходимые решения по обеспечению доступа грузоотправителей (отправителей порожних вагонов) и грузополучателей (получателей порожних вагонов) к оригиналам железнодорожных накладных и квитанциям о приеме грузов в целях обеспечения ими своевременного контроля за отправкой и прибытием грузов и вагонов.  

Напомним, 31 декабря 2013 года ОАО «РЖД» ввело запрет на выдачу грузоотправителям информации по раскредитованию накладных на станции назначения из автоматизированных систем ОАО «РЖД» и на выдачу грузополучателям информации о приеме груза к перевозке (оформлении накладной на порожний вагон)

ОАО «РЖД» указывает, что формально Устав железнодорожного транспорта и Правила заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом не нарушаются. При этом введенный запрет усложняет процедуру контроля оборота вагонов на путях необщего пользования клиента, а в случае нахождения вагонов сверх нормативного времени, оператор лишается возможности выставить штрафные санкции.  

Еще одним негативным последствием запрета на выдачу информации являются ограничения возможности своевременного направления в ОАО «РЖД» уведомления на предстоящую порожнюю перевозку. «Отсутствие такой возможности существенно затрудняет своевременное оформление перевозочных документов на следующий порожний рейс, что особенно важно для операторов, учитывая перспективу принятия в ближайшем будущем положений Устава железнодорожного транспорта о платном занятии инфраструктуры», - подчеркивает исполнительный директор Партнерства Дмитрий Королев.  

По мнению компаний-участников Партнерства, действия ОАО «РЖД» создают препятствия отправителям и получателям как сторонам договора перевозки в получении полной информации об исполнении договора в соответствии с ГК РФ, возникают проблемы при предъявлении перевозчику претензий по просрочке доставки порожних вагонов.

Обязательность предъявления претензий к перевозчику предусмотрена «Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации». В случае просрочки доставки, задержки, недостачи или повреждения груза, к претензии должен быть приложен подлинник или заверенная копия транспортной железнодорожной накладной. При этом перевозчик вправе потребовать предоставления оригинала документа для рассмотрения претензии.

«Однако, даже в случае получения железнодорожных накладных от грузополучателей, всегда остается риск, что клиент получит эти документы по истечении претензионного срока, несоблюдение которого может служить основанием оставления иска без рассмотрения, - говорит Дмитрий Королев. - Есть основания полагать, что ОАО «РЖД», создавая дополнительные барьеры для сбора документов, без которых невозможно предъявление претензии, пытается избежать предусмотренной законом ответственности за нарушение договора перевозки».

Сложившаяся ситуация была проанализирована экспертами Партнерства и затем обсуждена на заседании Президиума Партнерства 26 марта 2014 года. Президиумом Партнерства отмечено, что практика ограничения информационного обмена негативно отражается не только на хозяйственной деятельности операторов железнодорожного подвижного состава, но и понижает уровень технологичности управления вагонными парками в целом. Таким образом,  фактически нивелируются положительные эффекты от принятых федеральными органами исполнительной власти мер по внедрению отдельных элементов новой технологии управления вагонными парками (приказ Минтранса России от 2011 г №258).

Путь решения проблемы в текущем периоде Партнерство видит в согласовании  пользователями системы «ЭТРАН» и ОАО «РЖД» доступа к оригиналам железнодорожных транспортных накладных с отметками о прибытии грузов/вагонов на станцию назначения на основе договоров на электронный обмен документами.

Одновременно с этим, Партнерство предлагает Минтрансу России нормативно урегулировать вопрос доступа  к полным перевозочным документам   -  внести дополнения в Правила заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом (утв. Приказом МПС РФ от 18.07.2003 года № 39). В последующем, при внесении комплексных изменений в отраслевое законодательство права операторов как участников перевозочного процесса должны найти закрепление на уровне законов.

Справка
    
Автоматизированные системы железнодорожного транспорта России были переданы на баланс ОАО «РЖД» в ходе реформы МПС России. Весь электронный документооборот по грузовым железнодорожным перевозкам ОАО «РЖД» осуществляется в системах, принадлежащих ОАО «РЖД».

В раздел "Новости Союза"