«Уралвагонзавод» приостановил производство инновационных вагонов

ВЕДОМОСТИ: Входящий в госкорпорацию «Ростех» «Уралвагонзавод» (УВЗ) в сентябре 2018 г. приостановил производство инновационных вагонов, продолжая выпускать обычные. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель УВЗ. По его словам, пауза в выпуске инновационных вагонов может продлиться до мая 2019 г. После чего будет приостановлен уже выпуск обычных вагонов – до тех пор «пока не будет понимания, что это необходимо рынку».

ОАО РЖД обещают тарифные доходы

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД получит и продление до 2025 года экспортной надбавки к тарифу, и рост тарифа на порожний пробег вагонов, пообещал премьер Дмитрий Медведев. При этом нефтегрузов и алюминия, вопреки опасениям бизнеса, экспортная надбавка все же не коснется. Правительство также сочло, что при изменении рыночной конъюнктуры ОАО РЖД должно будет уравновесить надбавку скидками. Также Белый дом намерен рассортировать инвестпроекты ОАО РЖД по сроку окупаемости (до 20 лет) и IRR (от 10%), менее эффективные вложения должен софинансировать бизнес, который получит от них выгоду. Пока в эти критерии не вписываются проекты на 2,5 трлн руб., отмечают эксперты.

Экспортеров обвели вокруг протокола

КОММЕРСАНТ: Правительство передумало снижать тариф ОАО РЖД
Протокол совещания у премьера Дмитрия Медведева по долгосрочной программе развития (ДПР) ОАО РЖД преподнес сюрпризы. После совещания говорилось, что продление до 2025 года экспортной надбавки в 8% к тарифу ОАО РЖД — вопрос еще не решенный, но в протоколе утверждается, что надбавка будет сохранена. Более того, раньше говорилось об исключении из-под действия надбавки нефтепродуктов и алюминия, но в протокол это тоже не попало. Собеседники “Ъ” среди грузоотправителей считают, что правительство и ОАО РЖД нарушили ранее данные бизнесу обещания, а эксперты оценили дополнительные расходы нефтяников от введения для них надбавки в 9 млрд руб. в год.

Алексей Дружинин: «Необходимо определиться, в какой мере требуется государственное регулирование экспедиторской деятельности"

02.12.2015
Круглый стол "Регулирование транспортно-экспедиционной деятельности", на котором обсуждались поправки в закон «"О транспортно-экспедиционной деятельности" (ТЭД), предложенные комитетом по транспорту Госдумы, состоялся 2 декабря в ИД «Гудок».

В «круглом столе» приняли участие руководители и сотрудники российских и зарубежных логистических и экспедиторских компаний, специалисты компаний-операторов железнодорожного подвижного состава, грузовладельцев, а также ОАО «РЖД», регуляторов, эксперты профильных профессиональных объединений.

В ходе встречи участники обсудили вопросы, касающиеся ситуации на рынке транспортной логистики и экспедиторских услуг, ключевые проблемы нормативно-правового регулирования данной сферы, тарифов и ценообразования, а таже взаимоотношений участников перевозочного процесса.
Президент Ассоциации российских экспедиторов Валерий Алисейчик во вступлении к беседе отметил, что в текущей экономической ситуации объем рынка экспедиторских услуг заметно снизился, и одной из проблем в данной сфере он назвал отсутствие государственного регулирования. Он пояснил, что в настоящее время экспедирование закреплено только за Департаментом железнодорожного транспорта Москвы, который «не может в полной мере регулировать все возникающие вопросы».

Поправки в закон, вызвали широкий резонанс - и участники рынка, и регуляторы в той или иной степени признали документ недоработанным. Более того, по мнению многих экспертов рынка, действующей нормативной базы в сфере экспедиторских услуг достаточно, а в закон необходимо внести лишь точечные поправки.

В частности, как заявил исполнительный директор СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» (СОЖТ) Алексей Дружинин, необходимо определиться, в какой мере требуется государственное регулирование экспедиторской деятельности, а какие вопросы могут быть отрегулированы самим рынком. "Сегодняшняя редакция закона, исходя из Гражданского кодекса, - это, по сути, закон о договоре экспедиции. В то же время экспедирование - это сфера деятельности, из которой государство фактически удалилось, и в которой сложились вполне здоровые рыночные отношения. И на вопрос о мере государственного регулирования в области экспедирования однозначного ответа у меня пока нет", - сказал Алексей Дружинин.

Спектр оказываемых в настоящее время экспедиторами "услуг, связанных с перевозкой груза", весьма широк: от простой погрузочно-разгрузочной деятельности до создания многоуровневых мультимодальных логистических цепочек. Законопроектом существенно сужается сфера экспедиторской деятельности, которую предлагается определить исключительно как "деятельность по организации перевозок грузов".
Также не вполне адекватной Алексею Дружинину представляется постановка вопроса о создании неких "реестров экспедиторов" и установлении обязанностей для организаций подтверждать требования по финансовой состоятельности, профессиональной компетентности и надежности. Законопроектом также предлагается возложить функцию по ведению реестра экспедиторов на торгово-промышленные палаты или иные организации. По мнению эксперта, действующая нормативная правовая база не только не содержит оснований для наделения хозяйствующего субъекта функциями регистрирующего деятельность экспедиторов органа, но и содержит прямой запрет на такие действия (ч. 3 ст.15 федерального закона "О защите конкуренции").

"Кроме того, по нашему мнению, действительно насущным вопросом, никак не отраженным ни в федеральном законе "О транспортно-экспедиционной деятельности", ни в законопроекте, является система взаимоотношений экспедитора с транспортными организациями, то есть основными исполнителями услуг, - сказал Алексей Дружинин. - В настоящее время в отраслевых законах (например, в Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации) такой участник правоотношений, как экспедитор, никак не закреплен. Отношения у перевозчика строятся с грузоотправителями, грузополучателями, не так давно часть прав и обязанностей появилась также у владельцев подвижного состава.
По его мнению, в случаях, когда экспедитор действует от имени клиента, проблемы не существует. В то же время, когда экспедитор общается с перевозчиками от своего имени (но в интересах клиента), неясен круг его прав и обязанностей. "Полагаю, что именно система взаимоотношений экспедитора с транспортными организациями может стать перспективным направлением по совершенствованию законодательства в области транспортно-экспедиционной деятельности", - резюмировал свою позицию исполнительный директор СОЖТ.

Представитель малых операторских компаний, заместитель председателя Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС) Фарид Хусаинов также не уверен, нужно ли вмешательство государства на рынок, который и так неплохо работает. "Если у клиентов есть потребность в услугах экспедиторов независимо от размера компании, то зачем государству вмешиваться в эти двусторонние отношения и выставлять какие-то дополнительные требования? Возможно, это тот случай, когда невмешательство будет наилучшим решением", - полагает эксперт.

Заместитель начальника департамента управления транспортно-логистическим бизнес-блоком ОАО "РЖД" Николай Досегаев подчеркнул, что предлагаемая редакция законопроекта допускает ограничение экспедиторской деятельности на территории Евразийского экономического союза. "Кроме того, присутствуют риски ограничения гражданского законодательства, принципа свободы договора - он ограничивает компании условием наличия в реестре. Также мы считаем, что делегировать вопросы формирования реестра экспедиторов местным отделениям ТПП недопустимо", - сказал господин Досегаев.

Представители регуляторов тоже дали свою оценку нормативной базе, посвященной экспедированию.
"Мы приступили к рассмотрению законопроекта уже в завершающей стадии, высказали свои замечания на слушаниях в Госдуме, правда, в настоящий момент не известно, внесены ли они в документ, - сказал заместитель начальника управления контроля транспорта и связи ФАС России Евгений Реутов. - Что же касается необходимости этого документа - мы всегда выступали за саморегулирование рынка, если оно возможно. Как пример - уже относительно давнее дерегулирование рынка операторов".

"Законодательное изменение терминологических понятий повлечет за собой не только поправки в Налоговый кодекс, но и переписывание сотен тысяч, а то и миллионов договоров. Единственный момент, который действительно стоит отрегулировать, - вопрос ответственности экспедитора", - подчеркнула руководитель отдела нормотворчества и взаимодействия с органами государственной власти ООО "Трансойл" Светлана Тришина.


В раздел "Новости Союза"