На запад по расписанию

ГУДОК: ОАО «РЖД», Министерство транспорта РФ, Министерство земель, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии и Ассоциация транссибирских интермодальных операторов Японии (TSIOAJ) в пятницу подписали меморандум об организации регулярных железнодорожных контейнерных перевозок по маршруту Япония – Россия – Европа. В документе декларируется увеличение объёма перевозки транзитных грузов по Транссибирской магистрали до 1,9 млн TEU r 2025 году.

Универсальный алгоритм перевозки

ГУДОК: Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей Шило рассказал «Гудку» о новых формах взаимодействия с участниками перевозочного процесса, об упрощении логистики на Московском транспортном узле и взаимодействии со смежными видами транспорта. По мнению Алексея Шило, драйверами роста погрузки на сети в 2019 году помимо каменного угля будут металлические руды, химические и минеральные удобрения. Увеличению объёма этих грузов будет способствовать освоение железорудных месторождений юго-востока Забайкальского края, а также открытие новых и модернизация имеющихся производств ключевых отечественных химкомбинатов.

Им ли быть в причале

КОММЕРСАНТ: Проблема угольной пыли в российских портах, с шумом поднятая два года назад, но смягчившаяся в последнее время, получила новое развитие. «Росморпорт» хочет разорвать договор, по которому у него арендует причалы Находкинский морской торговый порт, за несоблюдение экологических требований — как раз по выбросам пыли. По данным “Ъ”, извещения поступили и в другие порты узла, работу которых местные власти уже грозили остановить. Если договоры аренды будут расторгнуты, стивидоры не смогут продолжать работу.

Председатель Президиума СОЖТ Константин Засов принял участие в пленарном заседании XIII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство»

10.12.2015
10 декабря в Москве прошла ежегодная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Участники обсудили комплекс вопросов, касающихся повышения качества обслуживания грузогенерирующих предприятий, формирования современных логистических цепочек, ремонта вагонов, новой тарифной политики. 

Конференцию открыло пленарное заседание, в рамках которого была озвучена позиция регуляторов и основных игроков перевозочного процесса по ключевым вопросам рынка железнодорожных перевозок. В пленарном заседании выступили первый вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Краснощек, заместитель Министра транспорта Российской Федерации Алексей Цыденов, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Александр Морозов, Председатель Президиума СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» Константин Засов, вице-президент ОАО «НЛМК» Сергей Лихарев, старший партнер McKinsey &Company Ермолай Солженицын. 

«Мы с большим вниманием относимся к последним инициативам, предлагаемым руководством ОАО «РЖД» в части привлечения объемов перевозок грузов на железную дорогу, - сказал Константин Засов. - По нашим оценкам, только за последние три года на альтернативные виды транспорта «ушло» более 41 млн. тонн груза. Особую обеспокоенность вызывает переход таких традиционных для железной дороги видов грузов как цемент, нерудные строительные материалы, черные металлы, нефть и нефтепродукты. В этой связи, считаем, что выдвинутые ОАО «РЖД» инициативы в области тарифного регулирования позволят создать условия для привлечения грузов на железнодорожный транспорт. Особенно тщательно, по нашему мнению, необходимо проработать номенклатуру грузов и направления, по которым в последние годы наблюдался отток на другие виды транспорта».

В целом, по оценке Председателя Президиума СОЖТ, на сети улучшился вагонооборот, и можно констатировать, что управленческие решения, принимаемые ОАО «РЖД», позволили улучшить эксплуатационную обстановку на сети. Вместе с тем, в отрасли существует ряд проблемных вопросов, одним из которых является баланс парка грузовых вагонов на сети российских железных дорог. 

«Все мы являлись свидетелями процесса, когда вследствие неконтролируемого роста числа вагонов сеть буквально «захлебнулась» от необеспеченного грузовой базой подвижного состава, в первую очередь, универсальных вагонов. В текущем году, за счет утилизации рядом компаний старого парка, количество «лишних» вагонов снизилось, однако без выработки единых подходов к методологии расчета потребного парка и мер по регулированию его объема существуют риски повторения ситуации», - сказал в своем выступлении Константин Засов. 

По мнению операторов, назрела необходимость выработки единой модели баланса парка грузовых вагонов. В рамках Партнерства имеются соответствующие наработки, определенные предложения в данной сфере подготовлены и ОАО «РЖД». «На данном этапе нам необходимо согласовать подходы, выработать единую методику расчета потребного количества парка с учетом прогнозируемых объемов перевозок. При этом расчет баланса парка зачастую увязан с тарифными решениями и/или условиями перевозок», - подчеркнул Константин Засов. 

Другим важным вопросом является сезонность перевозок - соответственно, необходима выработка гибких механизмов реализации принимаемых решений в области баланса парка. 

«На наш взгляд, создание такой модели баланса парка должно осуществляться, в первую очередь, транспортным сообществом: совместно ОАО «РЖД», операторским сообществом и отраслевым регулятором – Минтрансом России. Это позволит выявить дефицитные и профицитные виды вагонов, в том числе с учетом среднесрочной перспективы их выбывания, - заявил Председатель Президиума СОЖТ. - Результатом станет возможность создания прогнозируемого на среднесрочную перспективу заказа по поставкам подвижного состава. На наш взгляд, необходимо полноценное взаимодействие с основной общественной организацией, объединяющей основных игроков на рынке вагоностроения – Объединением вагоностроителей, в рамках которого может распределяться заказ транспортных компаний».

Отдельным вопросом, по которому сейчас идет активная общеотраслевая дискуссия, является вопрос о выработке Целевой модели рынка грузовых перевозок до 2020 года. Партнерство достаточно активно участвует в обсуждении имеющихся проектов Целевой модели на разных площадках - как в государственных органах, так и на общественных слушаниях. 

«Наш подход достаточно консервативен, - отметил Константин Засов. - В частности, мы считаем, что любым решениям должен предшествовать детальный анализ возможных последствий. Кроме того, принимаемые решения не должны деформировать баланс интересов участников рынка, сложившийся в процессе реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте и ранее принятых Целевых моделей».
Говоря о регулировании операторской деятельности, Константин Засов отметил, что стихийно формировавшийся в 2000х годах рынок постепенно сформулировал ряд правил поведения, условий оказания операторских услуг. В связи с ярко выраженным рыночным характером операторской деятельности, государственное регулирование этого вида услуг, видимо, нецелесообразно, но формирование определенных «правил игры», стандартов работы операторов позволит оградить рынок от проблемы, с которой постоянно сталкиваются автомобилисты – «серого сектора» рынка.

«Достичь этой цели, на наш взгляд, возможно за счет создания механизмов саморегулирования отрасли. В этой связи, мы просили бы поддержать и продолжить ту работу, которая ведется Минтрансом России по созданию законодательных основ для саморегулирования в сфере оказания операторских услуг, - сказал Константин Засов.


В раздел "Новости Союза"