Глава ОАО «РЖД» Олег Белозёров: «Перевозки контейнеров по железной дороге на маршруте Азия – Европа вырастут к 2027 году до 2 млн ДФЭ»

РЖД: Генеральный директор - председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров принял участие в панельной сессии «Международный межотраслевой баланс и транспортные коридоры» в рамках Петербургского международного экономического форума в четверг. В ходе дискуссии обсуждался вопрос о необходимости координации усилий разных стран в развитии транспортной инфраструктуры для обеспечения растущих перевозок грузов.

- Мы действительно в последние годы серьезно продвинулись с точки зрения стратегического планирования развития железных дорог. Железнодорожный транспорт ни в коем случае не должен стать тормозом развития национальной экономики и сдерживать деловой потенциал, - сказал Олег Белозёров.

Цифровая экономика дороги

ГУДОК: Изменения в сфере грузовых перевозок предполагают создание единых сервисов

Создание стартапов и программных продуктов для транспорта переживает бум, что открывает новые возможности для транспортных компаний и их партнёров. В процесс цифровой трансформации включаются и железнодорожные операторы, и грузоотправители, и дочерние структуры ОАО «РЖД»

На длинных маршрутах

ГУДОК: «Евросиб» купил 500 фитинговых вагонов-платформ повышенной грузоподъёмности Тихвинского вагоностроительного завода (ТВСЗ, входит в НПК «Объединённая Вагонная Компания»). Тяжеловесы будут использоваться на транзитных перевозках Китай – Европа – Китай.

Руководитель подразделения по нормотворчеству и стратегическому развитию СОЖТ Игорь Санковский выступил на круглом столе «Грузовое вагоностроение: динамика, основные проблемы и риски отрасли»

23.08.2016
В Аналитическом центре при правительстве Российской  Федерации 23 августа состоялся круглый стол  «Грузовое вагоностроение: динамика, основные проблемы и риски отрасли».

На круглом столе поднимались вопросы спроса и предложения на грузовые вагоны, сбалансированности рынка производства и потребления вагонов, ставки аренды вагонов для осуществления лизинговых платежей, вопросы эксплуатации инновационных вагонов и т.д.

С докладом «О проблемных вопросах приобретения подвижного состава при существующем уровне арендных ставок» выступил руководитель подразделения по нормотворчеству и стратегическому развитию НП «Союз операторов железнодорожного транспорта» Игорь Санковский.

По данным Партнерства, за январь – июль 2016 года на сети зарегистрировано всего 17 257 тыс. вагонов 2016 года выпуска, из них полувагонов зарегистрировано порядка 9,5 тыс. единиц. Основными приобретателями являются аффилированные с вагоностроителями компании, операторы, входящие в СОЖТ, новых вагонов в 2016 году практически не закупали. При этом объем списания полувагонов за 7 месяцев 2016 года оценивается в 35,4 тыс. единиц.  

В сложившейся экономической ситуации и при текущей стоимости продукции вагоностроительных заводов приобретение операторами новых вагонов не является экономически целесообразным. Уже неоднократно отмечалось, что уровень ставок операторов в 2015 году не позволял обеспечивать реновацию парка, доходы операторских компаний упали до критических значений, в результате инвестиционные программы операторов на 2016 год были сокращены до минимума.

Сегодня по-прежнему основной проблемой компаний остается ограниченная доступность банковских кредитов. Общая закредитованность операторов, по нашим оценкам, составляет около 800 млрд. рублей, соответственно, доступ к новым кредитам затруднен. Специалисты уже говорят о возникновении дефицита в сегменте полувагонов в период пиковых сезонных потребностей сети.

Таким образом, основными проблемами в вопросе приобретения нового подвижного состава операторами являются доходность текущей операторской деятельности, высокая цена новых вагонов (с учетом стоимости привлеченных кредитных средств), фактически запретительный уровень ставок привлечения финансирования, а также наличие рисков, связанных с изменением «правил игры», устанавливаемых государством, что, безусловно, также негативно влияет на рынок.

Справочно:
Стоимость приобретения вагона в лизинг состоит из цены приобретения собственно самого вагона, стоимости привлечения лизинговых средств и комиссии лизинговой компании. Пример расчета: стоимость обычного полувагона в 1,7 млн. рублей. При лизинговой сделке сроком на 7 лет (с авансом в 20%) его конечная стоимость будет составлять 3,23 млн. рублей. При тех же условиях лизинга инновационный полувагон стоимостью в 2,3 млн. рублей в конечном итоге обойдется покупателю в 4,36 млн. рублей (расчёт сделан по данным сайта ВТБ-лизинга).

Наметившийся тренд к коррекции уровня ставок оперирования, в следствие чего повысится доходность вагона, может являться стимулом для восстановления покупательского спроса к новым вагонам со стороны операторов. Текущий уровень ставок хотя и не вернулся на докризисный уровень, но можно говорить о возможности формирования инвестиционных программ операторов, особенно в сегментах дефицитного парка.


В раздел "Новости Союза"