Контейнеры ищут место в полувагонах

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД начало испытывать новый тип крепления контейнеров в полувагонах для международного сообщения. Зарубежные контейнеры в зарубежных полувагонах можно возить и сегодня. Но испытания пройдут на фоне бурной дискуссии о том, следует ли вернуть такую практику в России, что уже поддержал глава ОАО РЖД Олег Белозеров. Подобные перспективы вызывают недовольство контейнерных перевозчиков, которые опасаются оттока объемов, тогда как на рынке оперирования универсальным парком, напротив, предвкушают рост загрузки.

Омоложение путём утилизации

Омоложение путём утилизации ГУДОК: В минувшую среду в Издательском доме «Гудок» в формате видеоконференции прошёл круглый стол, посвящённый перспективам и тенденциям обновления парка грузовых вагонов. Участники дискуссии обсудили вопросы востребованности рынком инновационных и вагонов стандартной конструкции, экономики производства и эффективности работы операторов.

Стоп-Султан

КОММЕРСАНТ: Казахстан, уже запрещавший зимой въезд на свою железнодорожную сеть чужих вагонов, вновь вводит такое ограничение. С 15 июня в Казахстан не смогут въезжать российские порожние полувагоны, которые из-за низких ставок сегодня выигрывают конкуренцию за грузы у местных операторов. Формально Нур-Султан вводит запрет по причине перегруженности инфраструктуры, но по мнению экспертов и источников “Ъ”, причины запрета сугубо коммерческие.

Жесткое планирование перевозок и солидарная ответственность

21.03.2012

20 марта в рамках круглого стола «Совершенствование технологической модели управления грузовыми вагонами: взаимодействие участников рынка при осуществлении перевозочного процесса в «новых реалиях», организованного Некоммерческим партнерством «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» при поддержке РИА Новости, представители ОАО «РЖД» и операторы грузовых железнодорожных перевозок обсудили подходы к решению текущих проблем отрасли.

По мнению участников рынка, необходимо не только внедрять различные новые инструменты, повышающие эффективность управления парком, но и адаптировать уже существующие к изменившейся структуре собственности на подвижной состав.

Председатель Президиума Партнерства Сергей Мальцев заявил, что сейчас операторское сообщество и руководство ОАО «РЖД» пришли к понимаю, что необходима более жесткая система планирования с целью создания плана формирования для порожних перевозок с учетом планов грузоотправителей и операторских компаний. «Это позволило бы увязать всех участников перевозочного процесса и учесть интересы каждого, оптимизировать нагрузку на инфраструктуру и локомотивы для перевозчика при обеспечении эффективной логистики операторов. Для этого необходима солидарная ответственность за выполнение перевозок и жесткое выполнение инженерных регламентов», - отметил он.

Необходимо продолжить совершенствование нормативно-законодательной базы, регулирующей технологический процесс перевозки грузов с тем, чтобы изменения отражали сформировавшиеся в перевозочном процессе новые рыночные механизмы. Например, установление ответственности грузоотправителей и грузополучателей за допущенные простои вагонов под погрузкой/выгрузкой не только перед перевозчиком, но и перед оператором. Также необходимо подвести правовую основу для внедрения практики заключения трехсторонних соглашений между грузоотправителями, операторами и перевозчиком, регламентирующих наиболее важные и проблемные вопросы процесса перевозки.

По мнению участников рынка, основой новой технологической модели управления грузовыми вагонами должна стать инновационная система планирования грузовых перевозок, включая перевозки порожних вагонов.

«ОАО «РЖД» и операторы подвижного состава выполняют комплексную услугу по обеспечению потребностей экономики страны в грузовых перевозках. Поэтому от качества взаимодействия участников перевозочного процесса всецело зависит повышение эффективности использования парка грузовых вагонов. У нас есть общая заинтересованность в усовершенствовании системы планирования. Сейчас обсуждается недельный или декадный замороженный период с фиксированным графиком обеспечения подвижным составом и отправок грузов», - сказал исполнительный директор Партнерства Дмитрий Королев.

По мнению вице-президента ОАО «РЖД» Анатолия Краснощека, для груженого и порожнего вагонопотока можно применять месячное планирование. «Лучше всего подходить к планированию по календарному принципу», - подчеркнул вице-президент ОАО «РЖД». Он пояснил, что раньше порожние потоки шли только по регулировке и в зависимости от потребности погрузки в той или иной точке РФ, а при внедрении планирования порожнего рейса вагона будет известно, сколько вагонов движется в том или ином направлении.

Однако операторское сообщество выступает за сокращение срока: «Мы считаем, что недельное или подекадное планирование позволит с большей точностью прогнозировать и учитывать изменения оперативной ситуации в эксплуатационной и грузовой работе, а также позволит логически увязать месячный план с его оперативно-фактическим исполнением, - пояснил Сергей Мальцев. - У грузоотправителя меняется товаропоток в течение месяца, и он должен переключаться с одного направления на другое. То же самое у нас получается с порожними вагонами. Оптимальный период планирования должен составлять от недели до декады».

Также необходимо принять комплекс мер для увеличения доли маршрутных отправок (изменения в нормативно-правовых актах, внедрение административных и экономических, повышающих заинтересованность участников перевозочного процесса в формировании маршрутов и т.д.). По мнению куратора рабочей группы Партнерства по совершенствованию системы управления приватными вагонными парками, вице-президента ОАО «НЛМК» по логистике Александра Сапронова, в этом вопросе должны проявить активную позицию все участники перевозочного процесса.

«Сейчас эта технология применяется в основном по инициативе операторов, который подписывает договор на формирование маршрута либо с дорогами, либо с портами, либо с крупными грузовладельцами. На мой взгляд, маршрутизация должна быть поддержана Минтрансом нормативно-правовым документом (например, аналогичным приказу №258)», - отметил он.

Справка:
НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» было учреждено 20 мая 2009 г. Основным направлением деятельности Партнерства является решение проблем совершенствования нормативно-правовой и тарифной базы грузовых перевозок, формирования новой технологии управления перевозочным процессом в условиях реформирования железнодорожной отрасли с учетом интересов всех участников рынка железнодорожных перевозок. Дополнительная информация размещена на интернет-сайте Партнерства www.railsovet.ru.

Рабочая группа по реализации мероприятий по созданию эффективной технологии управления вагонным парком при Президиуме Партнерства была создана в декабре 2011 г. Куратором рабочей группы назначен член Президиума Партнерства, вице-президент ОАО «Новолипецкий Металлургический Комбинат» Александр Сапронов. В рамках деятельности рабочей группы подготовлен перечень мероприятий по совершенствованию технологии управления вагонным парком. В частности, в него включены пункты, касающиеся планирования перевозок, формирования маршрутов, проведения инвентаризации всей нормативно-правовой базы, сопровождающей технологический процесс перевозки, разработки и внедрения механизмов стимулирования сбалансированности погрузки для исключения моментов излишнего накопления (заторов) вагонов на путях общего и необщего пользования.

В раздел "Новости Союза"