Союз операторов железнодорожного
транспортаофициальный сайт

«Санкции держат нас в определенном тонусе»

КОММЕРСАНТ: Глава УВЗ Александр Потапов о вагонах, танках и экскаваторах

НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) приняла новую стратегию развития до 2025 года. Какую долю корпорация планирует занять на гражданском и военном рынках, мешают ли ей санкции и что удалось понять после обкатки военной техники в Сирии, “Ъ” рассказал гендиректор УВЗ Александр Потапов.

Вопрос дня

На вопрос "Гудка" "Какие меры государственной поддержки считаете актуальными на сегодняшний день?" отвечают Исполнительный директор СОЖТ Алексей Дружинин, первый заместитель генерального директора АО «РЖД Логистика» Андрей Тонких и заместитель генерального директора по взаимодействию с государственными органами власти и перспективному развитию ОАО «Алтайвагон» Станислав Золотарев

Полувагоны возвращают позиции

КОММЕРСАНТ: Их парк вырос до полумиллиона

Парк полувагонов, заметная часть которого была ускоренно списана в кризисные годы, вновь вернулся к прежним размерам: в феврале—марте он превысил 500 тыс. штук. В отрасли, впрочем, не считают это пока признаком профицита. Рост ставок на предоставление вагонов на рынке объясняют по-разному, но сходятся в том, что они будут определяться динамикой погрузки ОАО РЖД, скоростью движения на сети и темпами закупки нового и списания старого подвижного состава.

Жесткое планирование перевозок и солидарная ответственность

21.03.2012

20 марта в рамках круглого стола «Совершенствование технологической модели управления грузовыми вагонами: взаимодействие участников рынка при осуществлении перевозочного процесса в «новых реалиях», организованного Некоммерческим партнерством «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» при поддержке РИА Новости, представители ОАО «РЖД» и операторы грузовых железнодорожных перевозок обсудили подходы к решению текущих проблем отрасли.

По мнению участников рынка, необходимо не только внедрять различные новые инструменты, повышающие эффективность управления парком, но и адаптировать уже существующие к изменившейся структуре собственности на подвижной состав.

Председатель Президиума Партнерства Сергей Мальцев заявил, что сейчас операторское сообщество и руководство ОАО «РЖД» пришли к понимаю, что необходима более жесткая система планирования с целью создания плана формирования для порожних перевозок с учетом планов грузоотправителей и операторских компаний. «Это позволило бы увязать всех участников перевозочного процесса и учесть интересы каждого, оптимизировать нагрузку на инфраструктуру и локомотивы для перевозчика при обеспечении эффективной логистики операторов. Для этого необходима солидарная ответственность за выполнение перевозок и жесткое выполнение инженерных регламентов», - отметил он.

Необходимо продолжить совершенствование нормативно-законодательной базы, регулирующей технологический процесс перевозки грузов с тем, чтобы изменения отражали сформировавшиеся в перевозочном процессе новые рыночные механизмы. Например, установление ответственности грузоотправителей и грузополучателей за допущенные простои вагонов под погрузкой/выгрузкой не только перед перевозчиком, но и перед оператором. Также необходимо подвести правовую основу для внедрения практики заключения трехсторонних соглашений между грузоотправителями, операторами и перевозчиком, регламентирующих наиболее важные и проблемные вопросы процесса перевозки.

По мнению участников рынка, основой новой технологической модели управления грузовыми вагонами должна стать инновационная система планирования грузовых перевозок, включая перевозки порожних вагонов.

«ОАО «РЖД» и операторы подвижного состава выполняют комплексную услугу по обеспечению потребностей экономики страны в грузовых перевозках. Поэтому от качества взаимодействия участников перевозочного процесса всецело зависит повышение эффективности использования парка грузовых вагонов. У нас есть общая заинтересованность в усовершенствовании системы планирования. Сейчас обсуждается недельный или декадный замороженный период с фиксированным графиком обеспечения подвижным составом и отправок грузов», - сказал исполнительный директор Партнерства Дмитрий Королев.

По мнению вице-президента ОАО «РЖД» Анатолия Краснощека, для груженого и порожнего вагонопотока можно применять месячное планирование. «Лучше всего подходить к планированию по календарному принципу», - подчеркнул вице-президент ОАО «РЖД». Он пояснил, что раньше порожние потоки шли только по регулировке и в зависимости от потребности погрузки в той или иной точке РФ, а при внедрении планирования порожнего рейса вагона будет известно, сколько вагонов движется в том или ином направлении.

Однако операторское сообщество выступает за сокращение срока: «Мы считаем, что недельное или подекадное планирование позволит с большей точностью прогнозировать и учитывать изменения оперативной ситуации в эксплуатационной и грузовой работе, а также позволит логически увязать месячный план с его оперативно-фактическим исполнением, - пояснил Сергей Мальцев. - У грузоотправителя меняется товаропоток в течение месяца, и он должен переключаться с одного направления на другое. То же самое у нас получается с порожними вагонами. Оптимальный период планирования должен составлять от недели до декады».

Также необходимо принять комплекс мер для увеличения доли маршрутных отправок (изменения в нормативно-правовых актах, внедрение административных и экономических, повышающих заинтересованность участников перевозочного процесса в формировании маршрутов и т.д.). По мнению куратора рабочей группы Партнерства по совершенствованию системы управления приватными вагонными парками, вице-президента ОАО «НЛМК» по логистике Александра Сапронова, в этом вопросе должны проявить активную позицию все участники перевозочного процесса.

«Сейчас эта технология применяется в основном по инициативе операторов, который подписывает договор на формирование маршрута либо с дорогами, либо с портами, либо с крупными грузовладельцами. На мой взгляд, маршрутизация должна быть поддержана Минтрансом нормативно-правовым документом (например, аналогичным приказу №258)», - отметил он.

Справка:
НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» было учреждено 20 мая 2009 г. Основным направлением деятельности Партнерства является решение проблем совершенствования нормативно-правовой и тарифной базы грузовых перевозок, формирования новой технологии управления перевозочным процессом в условиях реформирования железнодорожной отрасли с учетом интересов всех участников рынка железнодорожных перевозок. Дополнительная информация размещена на интернет-сайте Партнерства www.railsovet.ru.

Рабочая группа по реализации мероприятий по созданию эффективной технологии управления вагонным парком при Президиуме Партнерства была создана в декабре 2011 г. Куратором рабочей группы назначен член Президиума Партнерства, вице-президент ОАО «Новолипецкий Металлургический Комбинат» Александр Сапронов. В рамках деятельности рабочей группы подготовлен перечень мероприятий по совершенствованию технологии управления вагонным парком. В частности, в него включены пункты, касающиеся планирования перевозок, формирования маршрутов, проведения инвентаризации всей нормативно-правовой базы, сопровождающей технологический процесс перевозки, разработки и внедрения механизмов стимулирования сбалансированности погрузки для исключения моментов излишнего накопления (заторов) вагонов на путях общего и необщего пользования.

В раздел "Новости Союза"