Железная дорога осталась без куратора

КОММЕРСАНТ: Замминистра транспорта Алан Лушников, курирующий в министерстве железнодорожную отрасль, собирается покинуть свой пост, приказ об этом готовится к утверждению. Кто станет его преемником, пока неясно, сам он планирует заняться музыкой. Эксперты характеризуют деятельность господина Лушникова на его посту как позитивную для отрасли, отмечая, что ему удавалось проводить решения, не всегда удобные для ОАО РЖД, не выходя при этом за рамки объективности.

Операторы едут на угле

КОММЕРСАНТ: Рынок предоставления железнодорожного подвижного состава продолжает расти в условиях угольного бума. Экспортная конъюнктура способствует тому, что быстрее всего прирастает объем перевозок в инновационных (тяжеловесных) вагонах, следует из рейтинга Infoline Rail Russia Top за первое полугодие. При этом операторы начали отказываться от аренды вагонов на фоне роста ставок. Одним из факторов, толкавших в первом полугодии ставку аренды вверх, на рынке называют снижение скорости движения на сети.

Константин Засов принял участие в заседании Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре

23.05.2017
Участники комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по транспорту и транспортной инфраструктуре согласны на консервативный вариант регулирования железнодорожной отрасли. На первом этапе реформирования он не предполагает изменений в статусе участников рынка перевозок и резкого изменения тарифного регулирования.

Как сообщил вчера на заседании комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре её глава, президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров, при формировании целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок нужно отстаивать принцип сбалансированности, который обеспечивает максимальную эффективность не только для отдельных участников, но и в целом для экономики страны.

В рамках этой целевой модели реформы предполагаются два этапа. Первый заключается в повышении внутренней эффективности всех участников рынка и создании механизмов долгосрочного тарифного регулирования. И только на втором этапе, если цели первого не будут достигнуты, можно будет вводить эксперименты по созданию частных перевозчиков с собственными локомотивами.
«При практической реализации мероприятий целевой модели должны предварительно просчитываться и негативные модели развития железнодорожного транспорта, – подчеркнул Олег Белозёров. – Предлагаю пока придерживаться принципа «не навреди», чтобы не нарушить работу железных дорог».

Главной целью первого этапа целевой модели рынка должна стать возможность компании за счёт точечных тарифных решений и повышения эффективности и прозрачности работы (в частности, для этого предусмотрено выделение структур в отдельные бизнес-единицы) увеличить доходы на 120–150 млрд руб. в год, чтобы иметь возможность самостоятельно содержать и развивать железнодорожную инфраструктуру. В противовес этому ряд операторских компаний предлагает ввести возможность частной локомотивной тяги, чтобы увеличить частные инвестиции в локомотивный парк и снять тем самым эту нагрузку с РЖД. Но при этом существует риск роста тарифов для грузоотправителей и расходов государства на содержание инфраструктуры.

Генеральный директор АО «СУЭК» Владимир Рашевский полагает, что сейчас необходимо выстраивание долгосрочных правил и долгосрочных тарифов (до 10 лет), привязанных к инфляции. Такая позиция не предполагает резких изменений в структуре отрасли.
«Попытки установления правил долгосрочного тарифообразования предпринимались и раньше, однако терпели неудачу из-за внешнеэкономической конъюнктуры, – напомнил Владимир Рашевский. – Резкие колебания возможны и в будущем, но у нас есть государство, которое может оказать помощь РЖД, поскольку 60% грузов в стране так или иначе зависят от стоимости транспортировки по железной дороге».

Председатель президиума Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Константин Засов поддержал те меры, которые предпринимает ОАО «РЖД» для снижения издержек и повышения внутренней эффективности. Он также выступил за стабильные правила игры и поддержку государства, которая позволила бы сохранить те большие инвестиции в производство вагонов, которые уже были сделаны ранее.

«Мы выступаем за продление мер государственной поддержки в виде субсидирования инновационных вагонов, – говорит Константин Засов. – Нам нельзя допустить нового витка перепроизводства вагонов, и нужно сохранить баланс парка на сети, для чего будет в скором времени подготовлена методика определения потребного парка».

В раздел "Новости Союза"