Железные дороги доведут до модели

Новая схема развития грузоперевозок может быть принята на днях

Целевая модель рынка железнодорожных грузоперевозок может быть согласована уже на этой неделе. Разосланная Минэкономики новая версия, теперь до 2021 года, почти не отличается от предыдущей, против которой активно возражало ОАО РЖД. Но теперь, говорят источники "Ъ", позиция монополии смягчилась. По версии экспертов, дело в том, что доходность перевозок продолжает падать, а дыра в бюджете ОАО РЖД - расти, несмотря на все принятые тарифные меры. В преддверие совещания по целевой модели рынка (ЦМР) грузовых железнодорожных перевозок у курирующего вице-премьера Аркадия Дворковича 25 мая Минэкономики разослало очередную версию документа.
"Ъ" удалось с ней ознакомиться.

Минтруда РФ ждет от ж/д компаний решений по присоединению к отраслевому соцсоглашению

Исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта Алексей Дружинин в пятницу сообщил "Интерфаксу", что в среду организация проинформировала своих участников об уведомлении Минтруда, но решение каждая компания должна принять самостоятельно, "определив, насколько нормы отраслевого соглашения к ней подходят".

"Операторы разные, у всех своя специфика, у многих есть свои внутренние коллективные договоры, регулирующие трудовые отношения, которые могут отличаться от отраслевого. Пусть каждая компания оценивает применимость этого соглашения для себя, и высказывает свою позицию по этому поводу: срок на мотивированный отказ или возражение по присоединению по закону у компании есть", - отметил он.

Научно-практический семинар «Экономика железнодорожного транспорта» 23 мая 2017 года

23 мая 2017 года на базе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»  и при поддержке Экспертного института и Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий состоится первое заседание научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта».

Позиция СОЖТ по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в части взимания плат с владельца вагона при обнаружении неисправных вагонов в пути следования

21.09.2015

СРО НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного транспорта» (далее – СОЖТ) обратилось в ФАС России с предложением рекомендовать разработчику принять решение об отказе в дальнейшей подготовке законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав) в части взимания плат с владельца вагона при обнаружении неисправных вагонов в пути следования в связи с его несоответствием предмету правового регулирования Устава.

Напомним, в настоящее время отношения между владельцем вагона и ОАО «РЖД» по поводу ремонта вагона являются самостоятельной договорной конструкцией, основой для которой является установленный Гражданским кодексом Российской Федерации договор подряда. Исходя из положений статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 Устава, предметом правового регулирования Устава являются отношения, вытекающие из договора перевозки, и непосредственно связанные с ними (например, услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта).

Владелец вагона (за исключением случая, когда он является отправителем или получателем груза) не является стороной договора перевозки. В этой связи включение в Устав вопросов регулирования услуг по ремонту вагонов и, соответственно, взимания платы за данные услуги, не относится к предмету правового регулирования Устава. Аналогичное замечание по законопроекту также указано в письме НП операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖДПС). Ссылка

Кроме того, необходимо отметить, что законопроект не содержит определения понятия текущего отцепочного ремонта (далее - ТОР), а также положений об обязанности перевозчика по доказыванию зависимости причины технической неисправности от действий конкретного лица (в том числе, владельца вагона). С учетом того, что грузовой вагон должен приниматься на инфраструктуру в технически исправном состоянии,СОЖТ полагает, что в законопроекте должна быть отражена обязанность перевозчика по доказыванию, что проведение ТОР обусловлено причинами, зависящими от владельца вагона.

В случае принятия решения о дальнейшей разработке законопроекта, СОЖТ, как и НП ОЖДПС, подчеркивает необходимость его дополнения отсылочными нормами к утверждаемыми Правительством Российской Федерации и соответствующими федеральными органами исполнительной власти нормативными правовыми актами.

В частности, по мнению СОЖТ, требуют урегулирования вопросы:

- единого перечня наименований неисправностей грузовых вагонов отражающего совокупность видов и характера неисправностей подлежащих выявлению перевозчиком или владельцем инфраструктуры общего пользования на путях общего пользования и устранению в объеме ТОР, причин их возникновения, с определением ответственного лица за их возникновение;

- порядка определения места выявления неисправности грузового вагона и правил определения места проведения текущего отцепочного ремонта;   

- пооперационного перечня обязательных при проведении ТОР работ (за которые взимается сбор в пользу перевозчика);

- порядка определения расходов перевозчика и владельца инфраструктуры, связанных с проведением ТОР;

- порядка организации информационного обмена с владельцем вагона о выявленных в пути следования неисправностях, требующих проведения ТОР;

- правила недискриминационного доступа на инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования грузовых вагонов в связи с проведением ТОР. 

По мнению СОЖТ, без установления со стороны государства соответствующих нормативов и правил проведения ТОР устанавливаемые законопроектом требования об оплате связанных с проведением ТОР расходов перевозчика приведут к увеличению безосновательных отцепок вагонов в ТОР и злоупотреблениям с соответствующими негативными финансовыми результатами для участников рынка. Учитывая, что с 2015 года устанавливается платность занятия железнодорожных путей общего пользования, положения законопроекта также будут способствовать увеличению расходов операторов, связанных с простоем вагонов из-за проведения ТОР.


Справка

Законопроектом предлагается установить обязанность владельца вагонов дополнительно компенсировать расходы перевозчика, связанные с выполнением ТОР в случае обнаружения в пути следования образовавшихся по зависящим от него причинам неисправностей. 

К указанным расходам предлагается отнести:
- выполнение дополнительных работ на станции обнаружения неисправности и на станции проведения ремонта,
- расходы, связанные с занятием путей общего пользования на указанных станциях вагонами в ожидании выполнения операций для проведения ТОР и с занятием путей общего пользования на промежуточных станциях поездами, в которых обнаружены средствами диагностики вагоны, требующие ТОР;
- затраты перевозчика, возникающие в связи с удлинением расстояния перевозки груза или порожнего вагона в связи с проведением ТОР не на станции обнаружения неисправности.


Возврат к списку