Союз операторов железнодорожного
транспортаофициальный сайт

Железным дорогам чужда идеология

КОММЕРСАНТ: Как выяснил "Ъ", пересмотр основополагающего тарифного документа ОАО РЖД - прейскуранта 10-01, регулирующего стоимость перевозки грузов, - уже вызвал противоречия в отрасли. По поручению правительства РАНХиГС сделала расчет стоимостной базы грузовых тарифов для нового документа. Но и участники рынка, и чиновники сочли его неполным, не отвечающим задачам и представляющим собой в лучшем случае некий "идеологический посыл". Теперь РАНХиГС придется доработать документ с учетом замечаний, которые только предстоит собирать. Между тем в ОАО РЖД давно подготовили собственный вариант концепции прейскуранта и работают над обновленным документом, обещая закончить его к 25 декабря.

Минэкономразвития ориентируется на индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 4%

ТАСС: Минэкономразвития России ориентируется на индексацию грузовых железнодорожных тарифов в 2018 году на уровне 4%, заявил ТАСС глава министерства Максим Орешкин. "Те тарифы, которые были, мы не меняем, ориентируемся на 4%. Но те предложения, которые мы сейчас готовим - это долгосрочный понятный тариф. Чтобы было понятно, какой тариф будет в ближайшие несколько лет", - сказал он.

Макропрогноз Минэкономразвития на 2017-2020 годы предусматривает базовый уровень индексации грузовых железнодорожных тарифов в 2018-2019 годах на уровне 4%. Ранее глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев говорил, что правительство рассмотрит индексацию грузового тарифа РЖД на 2018 год в диапазоне 3,5-4%.

Снижение ж/д тарифов на перевозку минеральных удобрений потребует более глубокой проработки

РЖД ПАРТНЕР: Как уже сообщалось ранее, производители удобрений настаивают на внесении в дорожную карту по развитию производства минеральных удобрений до 2025 года тарифных преференций на перевозку продукции по железной дороге. В частности, речь идет об ограничении роста тарифов РЖД ниже инфляции, включая тарифные надбавки и изменение тарифов в рамках ценовых пределов, уравнивание тарифов на перевозку в специализированном и универсальном подвижном составе, а также предоставление скидок на ж/д тариф на новые объемы перевозок, перевод перевозок аммиака и серной кислоты из третьего класса во второй с сохранением всех коэффициентов за груженый и порожний рейсы.

Выступление Сергея Мальцева на X Международной конференции "Рынок транспортных услуг"

10.12.2012
Выступая на X международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», 10 декабря в Москве Сергей Мальцев отметил, что реформа железнодорожного транспорта в сегменте предоставления подвижного состава дала положительный результат: значительно обновлен парк грузовых вагонов (вложения частного бизнеса в железнодорожный комплекс с начала процесса реформирования составили более 800 млрд руб.); создан конкурентный рынок с одновременным достижением баланса спроса и предложения парка. А улучшение поездной работы перевозчиком приведёт к профициту, который неизбежно будет провайдером снижения цен на услуги операторов и усиления конкуренции на всех сегментах рынка перевозок (причем, как высокодоходных, так и низкодоходных).
По мнению С.Мальцева, резервы экстенсивных способов обеспечения доходности практически исчерпаны и для повышения маржинальности в среднесрочной перспективе операторы будут концентрироваться на закупках инновационных вагонов – с увеличенным сроком службы, межремонтным пробегом, грузоподъемностью.
«Частный бизнес не менее перевозчика заинтересован в повышении эффективности грузовых перевозок и понимает, что этот процесс жестко связан с необходимостью регламентации механизмов взаимодействия всех участников, – отметил Сергей Мальцев. – И это одна из ключевых задач на ближайшую перспективу».
На сегодня решены вопросы «перелома тарифа» при переадресовки порожнего вагона, унифицирован тариф на порожний пробег порожних вагонов, фактически введены штрафы за сверхнормативные сроки использования вагонов операторов при погрузке/выгрузке.  Задача текущего момента – это постепенная отработка технологии работы с частными парками, базой для которой являются приказ Минтранса РФ №258, ЕСТП – как основа системного планирования и нормирования работы парков, и долгожданные поправки в Устав и Закон о железнодорожном транспорте.
В ходе своего выступления Сергей Мальцев обозначил, почему разрабатываемая технологическая система пока не даёт полной отдачи. «Во-первых, необходимо внести изменения в 258 приказ по переадресации отцепленных грузовых вагонов, - отметил он, - во-вторых, усилить дискретность планирования, а также определить время, необходимое для согласования технологических норм ЕСТП».
По мнению Сергея Мальцева, внедрение новых технологий на основе нормирования парков порожних вагонов не может начать работу в полной мере при одновременном существовании парка ВСП, который не подчиняется ни одному из регламентов, введенных для частного парка. А необходимость сокращения его убыточности вынуждает перевозчика образовывать технологические ниши для его продвижения и погрузки, значительно затрудняя для операторов управление своими вагонами.
Также  председатель президиума НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» отметил, что изменились и подходы операторского сообщества к оценке своей ответственности перед участниками рынка железнодорожных перевозок.
«Создана организация, объединяющая усилия операторских компаний по формированию собственных стандартов деятельности, принятию законодательной правовой базы, разработке и внедрению технологических регламентов с привлечением потребителей услуг, представителей РЖД и федеральной государственной власти», - сказал он.
Всё большее внимание уделяется системам обеспечения социально-значимых перевозок грузов (базовая модель была представлена в ноябре сего года рабочей группе под руководством заместителя председателя правительства РФ и была поддержана), а также обеспечению потребности в перевозках для малого и среднего бизнеса  (как модель взаимодействия заключённое с Опорой России соглашение по обеспечению заявок через одно «окно» -  Некоммерческое партнёрство операторов).
Как сообщил Сергей Мальцев, НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» вышло с инициативой создания единой СРО операторов на железнодорожном транспорте, что позволит в формате отработки стандартов деятельности отрабатывать необходимую законодательную базу, технические регламенты и форматы взаимоотношений с участниками рынка.
По мнению Сергея Мальцева, введение саморегулирования операторской деятельности на железнодорожном транспорте не способно решить все проблемы отрасли. Проблему износа тягового подвижного состава, его постоянно ощущаемый дефицит, необходимо решать в комплексе в рамках исполнения Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года.
«Все усилия ОАО «РЖД» по обновлению локомотивного парка не дадут должного эффекта только, хотя бы, по причине того, что необходимое количество локомотивов на сети явно должно быть больше расчётного для функционирования перевозок в инвентарном парке, - подчеркнул в ходе своего выступления Сергей Мальцев. -  Сегодня рынок имеет другую конфигурацию и явно другую потребность. Поэтому решить эту задачу в 5-7-летний период без создания инвестиционной среды будет невозможно».
Второй основной причиной проблем, добавил он, является разорванность услуги. «В процессе реформы мы разорвали единую услугу перевозки на два компонента: саму перевозку и предоставление вагонов под неё, - отметил он. - Мне кажется, что обе проблемы решаются возвратом к первоначальной идеологии реформы: формированием конкурентного рынка перевозчиков с равной возможностью доступа к инфраструктуре - путём разделения инфраструктуры  и перевозочной деятельности и создания на базе ФГК и нескольких подразделений РЖД общенационального перевозчика, осуществляющего хозяйственную деятельность на рыночных условиях, и переформирования операторских компаний в перевозочные. Эффективность и востребованность услуги перевозки будет значительно выше, чем услуги предоставления парка».
В заключение своего выступления председатель НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» подчеркнул, что «если провести все мероприятия согласованно, если одновременно с принятием законодательных решений отработать и технологические регламенты работы и взаимодействия участников на рынке перевозок, то в  результате мы получим эффективную железнодорожную систему с эффективными рычагами для привлечения инвестиций и высоким качеством сервиса».

В раздел "Доклады и презентации"