Железные дороги поедут по указам

КОММЕРСАНТ: ОАО РЖД обновило долгосрочную программу развития

ОАО РЖД выпустило новую версию долгосрочной программы развития (ДПР) до 2025 года на базе свежих майских указов президента РФ. В ней предусмотрен больший рост финансовых показателей компании: так, чистая прибыль должна увеличиться в 16 раз к итогам 2017 года, до 282,5 млрд руб. ОАО РЖД планирует амбициозное увеличение погрузки и грузооборота (за счет колоссальных объемов угля) и заметно улучшило прогноз по пассажирообороту, который в первой версии программы стагнировал, а по обновленным оценкам будет расти на 3% в год.

Хлебный год

ГУДОК: Погрузка зерна на сети РЖД за январь – май текущего года достигла 12,3 млн тонн (+51,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Больше половины (7,8 млн тонн) погружено на экспорт, при этом объёмы вывоза увеличились на 85%. Свою роль сыграли меры поддержки экспорта и тарифные инициативы РЖД.

Лесовозы уедут за границу

КОММЕРСАНТ: Финляндия попросила у России вагоны
Как стало известно “Ъ”, Финляндия предложила России допустить российские вагоны-лесовозы на местный рынок. Сейчас при росте производства в финской лесной промышленности парка не хватает, найти вагоны в ЕС трудно из-за разницы в ширине колеи. Порядка 2 тыс. лесовозных платформ из РФ ежедневно оказываются в Финляндии, но задействовать их в местных перевозках нельзя. Ведомства РФ обдумывают предложение, а операторы вагонов, хотя и заинтересованы в нем, не понимают пока, как технически организовать экспорт услуг по перевозке леса.

Грузовые перевозки: от монополии – к рыночным отношениям

21.04.2010

Предлагаем вашему вниманию выступление председателя президиума некоммерческого партнерства «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Сергея МАЛЬЦЕВА.

О дним из главных достижений обсуждаемой нами реформы на железнодорожном транспорте, несомненно, является развитие конкуренции в отдельных сегментах рынка железнодорожных перевозок, и в первую очередь в сегменте оперирования подвижным составом. В процессе реформирования органично возник институт независимых операторов. Сложилась система экономических и технологических взаимоотношений между операторами и иными участниками перевозочного процесса. С выделением в 2008 году из состава ОАО «РЖД» крупнейшего оператора подвижного состава ОАО «Первая грузовая компания» качественно изменилось состояние рынка, что привело к необходимости решения новых системных задач по функционированию железнодорожного транспорта.

Операторы обеспечивают сегодня подвижным составом более 60% всех грузовых перевозок, и потому должны гарантировать безопасность своей предпринимательской деятельности наравне со всеми участниками перевозочного процесса, в том числе они должны нести ответственность за поддержание подвижного состава, предоставляемого под погрузку, в надлежащем техническом состоянии и обеспечивать безопасность при грузовых перевозках.


Однако реальная ситуация такова, что деятельность операторов, фактически являющихся неотъемлемыми субъектами рынка грузовых перевозок на железнодо рожном транспорте, до сих пор не урегулирована на законодательном уровне, недоработаны механизмы, снижающие правовые, технологические и инвестиционные риски этого вида бизнеса. В данных условиях внедрение саморегулирования в операторскую деятельность может стать действенным механизмом самоорганизации операторского сообщества.

Первые шаги в этом направлении были сделаны в прошлом году с созданием некоммерческого партнерства «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава», в который вошли представители крупнейших операторских компаний. Опыт первых месяцев работы показал несомненную пользу объединения информационных и интеллектуальных ресурсов компаний-операторов при выработке коллективных решений по актуальным вопросам нормотворчества и профессиональной деятельности.

Представляется, что в дальнейшем посредством создания на основе партнерства саморегулируемой организации операторов железнодорожного подвижного состава можно будет решить ряд неотложных задач, стоящих перед железнодорожным транспортом, в частности:

  • определить прозрачные и равные для всех правила и стандарты операторской деятельности;
  • повысить качество услуг операторов для потребителей и обеспечить дополнительную имущественную ответственность операторов перед потребителями и иными заинтересованными лицами;
  • оптимизировать правовое и технологическое взаимодействие между операторами, перевозчиком и владельцем инфраструктуры, что в свою очередь приведет к повышению эффективности использования пропускных мощностей инфраструктуры и ресурсов по отстою вагонов;
  • создать дополнительные гарантийные механизмы поддержания подвижного состава в надлежащем состоянии и в целом повысить уровень безопасности грузовых перевозок.

Таким образом, создание на рынке грузовых железнодорожных перевозок саморегулируемой организации как механизма, стимулирующего этот рынок к развитию в технологическом и информационном направлении, отвечает интересам и государства и самого операторского сообщества.


Вместе с тем ряд вопросов может быть решен только путем внесения соответствующих изменений и дополнений в отраслевые законы. Было бы логично в федеральном законе «О железнодорожном транспорте» закрепить обязательное членство компаний-операторов в саморегулируемой организации, возможное количество таких организаций в отрасли, критерии вхождения профессиональных участников рынка в организацию, а также особенности правового статуса саморегулируемой организации операторов подвижного состава.


Читать Доклад целиком  (http://srosro.ru/fileadmin/site/files/news_52/Malcev__2.pdf)


В раздел "Доклады и презентации"