Союз операторов железнодорожного
транспортаофициальный сайт

Железным дорогам чужда идеология

КОММЕРСАНТ: Как выяснил "Ъ", пересмотр основополагающего тарифного документа ОАО РЖД - прейскуранта 10-01, регулирующего стоимость перевозки грузов, - уже вызвал противоречия в отрасли. По поручению правительства РАНХиГС сделала расчет стоимостной базы грузовых тарифов для нового документа. Но и участники рынка, и чиновники сочли его неполным, не отвечающим задачам и представляющим собой в лучшем случае некий "идеологический посыл". Теперь РАНХиГС придется доработать документ с учетом замечаний, которые только предстоит собирать. Между тем в ОАО РЖД давно подготовили собственный вариант концепции прейскуранта и работают над обновленным документом, обещая закончить его к 25 декабря.

Минэкономразвития ориентируется на индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 4%

ТАСС: Минэкономразвития России ориентируется на индексацию грузовых железнодорожных тарифов в 2018 году на уровне 4%, заявил ТАСС глава министерства Максим Орешкин. "Те тарифы, которые были, мы не меняем, ориентируемся на 4%. Но те предложения, которые мы сейчас готовим - это долгосрочный понятный тариф. Чтобы было понятно, какой тариф будет в ближайшие несколько лет", - сказал он.

Макропрогноз Минэкономразвития на 2017-2020 годы предусматривает базовый уровень индексации грузовых железнодорожных тарифов в 2018-2019 годах на уровне 4%. Ранее глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев говорил, что правительство рассмотрит индексацию грузового тарифа РЖД на 2018 год в диапазоне 3,5-4%.

Снижение ж/д тарифов на перевозку минеральных удобрений потребует более глубокой проработки

РЖД ПАРТНЕР: Как уже сообщалось ранее, производители удобрений настаивают на внесении в дорожную карту по развитию производства минеральных удобрений до 2025 года тарифных преференций на перевозку продукции по железной дороге. В частности, речь идет об ограничении роста тарифов РЖД ниже инфляции, включая тарифные надбавки и изменение тарифов в рамках ценовых пределов, уравнивание тарифов на перевозку в специализированном и универсальном подвижном составе, а также предоставление скидок на ж/д тариф на новые объемы перевозок, перевод перевозок аммиака и серной кислоты из третьего класса во второй с сохранением всех коэффициентов за груженый и порожний рейсы.

За время существования Союза удалось немало сделать, и сегодня СОЖТ является признанной в транспортной отрасли структурой, которая объединяет наиболее значимые операторские компании на рынке грузоперевозок

30.06.2017


Основным направлением деятельности Союза (СОЖТ) в качестве саморегулируемой организации, объединяющей операторов железнодорожного транспорта, является решение проблем совершенствования нормативно-правовой и тарифной базы грузовых перевозок, совершенствования технологии перевозочного процесса в условиях работы приватного парка.

Для решения тех или иных вопросов аппарат Союза формирует позицию, для чего анализируются данные, находящиеся в распоряжении компаний-операторов, и здесь особую значимость приобретает вопрос оперативного взаимодействия – для того, чтобы добиться положительного решения позиция Союза должна быть подкреплена конкретными статистическими и экономическими данными.

Мы практически ежедневно получаем от наших компаний проблемные вопросы как системного характера, так и требующие оперативных решений. Общая консолидированная позиция компаний, входящих в Союз, расценивается регуляторами, ОАО «РЖД» в качестве мнения операторского рынка в целом, и учитывается при принятии тех или иных управленческих решений.

На данном этапе основной задачей является сохранение сложившейся в Союзе традиции коллективной выработки позиции операторского сообщества на поступающие вызовы.

В 2016 году наметилась тенденция усиления контроля регуляторов за операторским рынком. Мы полностью поддерживаем борьбу с недобросовестными игроками на рынке, но считаем, что регулировать по-настоящему сложившийся рынок нецелесообразно. В начале 2016 года уровень доходности от операторской деятельности находился на уровне, не позволявшем обеспечивать простое содержание вагона, не говоря об обслуживании кредитной нагрузки (по нашим оценкам, около 800 млрд. рублей на конец 2016 года). По сути, в 2016 году банками был объявлен мораторий на взыскание кредитов, соответственно, остановлено кредитование операторских компаний. И только в первом полугодии 2017 года, когда операторы начали рассчитываться по долгам предыдущих периодов, мы видим оживление на рынке кредитования вагонов.

Крайне важным условием для эффективности инвестиций в такой капиталоемкий актив с большим сроком окупаемости как железнодорожный подвижной состав является прогнозируемость государственной политики в данной сфере. Операторы видят средством стабилизации ситуации применение рыночных механизмов, без прямой финансовой поддержки из бюджета, но, еще раз подчеркну, нам необходимы системная поддержка и стабильные «правила игры» в отношении существующих бизнес-проектов и вложенных многомилионных инвестиций.  

В отношении приобретения новых вагонов подсчеты наших компаний показывают, что та субсидия, которая выделялась государством в 2016 году, пусть и с трудом, но позволяла производить дальнейшую реновацию парка. Поэтому мы выступили за продление мер государственной поддержки в 2017 году. Другое дело, что при этом нельзя допустить новой «гонки вооружений» - выпуска вагонов без учета имеющегося спроса, поэтому мы считаем важным все же вернуться к вопросу понятной и прозрачной методики определения баланса парка на сети. Такая работа проведена Союзом совместно с ОАО «РЖД». Методика определения потребного парка находится в высокой степени готовности. После окончательного согласования Методики планируется обращение в Минтранс, Минпромторг, Минэкономразвития о рассмотрении согласованной с ОАО «РЖД» Методики в целях ее практического применения в текущей деятельности регуляторов и участников рынка.

Одной из ключевых задач, выполнение которой обеспечивалось Союзом в 2016 году, стала выработка позиции операторского сообщества по Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2020 года. Союз активно участвовал в обсуждении на разных площадках. Наш подход достаточно консервативен – в частности, мы считаем, что любым решениям должен предшествовать детальный анализ возможных последствий. Кроме того, принимаемые решения не должны деформировать баланс интересов участников рынка, в первую очередь, операторских компаний. В 2017 году мы ожидаем принятия Целевой модели на площадке Правительства Российской Федерации.

Отдельно хотелось бы отметить работу по взаимодействию с ОАО «РЖД» - как в рамках Координационного совета, так и в рамках рабочих групп, функционирующих при ЦФТО. Могу констатировать, что со стороны руководства РЖД видны усилия для улучшения взаимодействия с операторами подвижного состава. С нашей подачи начала решаться проблема лог контролей, были скорректированы ряд предполагавшихся решений в области реформы текущего отцепочного ремонта и так далее. Надеемся на продолжение этой совместной работы.

При активном участии Союза операторов, благодаря серьезной работе, проделанной участниками каждой из рабочих групп, сделано очень многое, и события 2016 года в очередной раз доказали, что представители бизнес-сообщества могут участвовать в формировании политики на железнодорожном транспорте и роль операторов как непосредственных участников перевозки в этом процессе становится все более заметной. Благодарю всех экспертов, специалистов и руководство операторских компаний - участников Союза за активную работу и за содействие в текущей работе аппарата Союза.

Председатель Президиума
СРО Союз операторов
железнодорожного транспорта
Константин Львович Засов




В раздел "Доклады и презентации"