Машины позвали на Транссиб

КОММЕРСАНТ: Автопром просит новых скидок от ОАО РЖД
Автоконцерн «Соллерс», работающий на Дальнем Востоке, просит закрепления тарифных скидок ОАО РЖД на десять лет. Это, по мнению совладельца концерна Вадима Шевцова, позволит перевести импорт автомобилей в РФ с морских маршрутов на Транссиб. Азиатские автоконцерны пока ждут предложений от ОАО РЖД, а монополия, в свою очередь, — гарантированных объемов, оправдывающих скидку. Аналитики считают, что вес автоперевозок в бизнесе ОАО РЖД невелик, но сегмент перспективен — в частности, из-за крайне низких ставок на вагоны-автомобилевозы и поручений президента по развитию транзита по Транссибу.

Моста на Сахалин скорее всего не будет

ВЕДОМОСТИ: В правительстве считают, что грузов для него недостаточно
В среду на Восточном экономическом форуме от Владимира Путина ждали финального решения: строить или нет мост на Сахалин. Но он снова поручил подсчитать, достаточно ли будет грузов, чтобы это было экономически окупаемо, и предложил подключить к подсчетам регионы. Как выяснили «Ведомости», грузов недостаточно: в основном это был бы уголь, но пока ни один из грузовладельцев не выразил заинтересованности в перевалке угля через Сахалин, знает федеральный чиновник. Это подтвердили другой чиновник и топ-менеджеры трех угольных компаний.

С ОАО РЖД снимают порчу

КОММЕРСАНТ: В рефрижераторах станет меньше скоропортящихся продуктов
Минтранс готовит пересмотр правил перевозки по железной дороге скоропортящихся грузов. Может исчезнуть необходимость возить ряд продуктов только в дорогостоящих рефрижераторных емкостях, в том числе алкоголь, соки, кондитерские изделия и так далее. Тип вагона сможет выбрать сам грузоотправитель в зависимости от того, как легче обеспечить сохранность продукта. В ОАО РЖД надеются, что так компании удастся вернуть грузы, которые из-за сложных правил ушли на автотранспорт. В пищепроме изменения приветствуют, но предупреждают, что для устранения сложностей на железной дороге этого недостаточно.

Статус саморегулируемой организации (СРО)

История вопроса

Структурные преобразования в сфере грузовых перевозок железнодорожным транспортом в значительной мере повлияли на изменение компетенций перевозчика и оператора железнодорожного подвижного состава. Ликвидация инвентарного парка повлекла за собой увеличение нагрузки на инфраструктуру, связанное с ее недостаточными пропускными способностями, старением локомотивного парка перевозчика, сменой технологии управления вагонным парком. Существенной коррекции подверглись логистика и экономика потребителей услуг железнодорожного транспорта: с одной стороны, утрачено «одно окно» в лице ОАО «РЖД», обеспечивающего полный комплекс услуг по перевозке грузов, с другой – изменились ценовые условия предоставления вагонов – цены на услуги операторов носят рыночный характер.

Как для государства, так и для железнодорожного сообщества стала очевидной необходимость выработки политических, экономических и технологических решений, которые бы объективно отражали сложившуюся конфигурацию рынка с учетом соблюдения баланса интересов грузовладельцев и организаций железнодорожного транспорта. В конце января 2012 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин на совещании в г. Кемерово предложил создать СРО, функционально аналогичную «Совету рынка», действующему в электроэнергетике, для координации работы и соблюдения интересов всех участников рынка железнодорожных перевозок. В августе 2012 года Минтрансу России, Минэкономразвития России совместно с заинтересованными организациями было поручено представить в Правительство Российской Федерации предложения по внесению изменений в законодательство в части введения обязательного членства операторов железнодорожного подвижного состава в единой саморегулируемой организации.

Уже в ноябре 2012 года Президиум СОЖТ рассмотрел и одобрил Концепцию саморегулирования на железнодорожном транспорте в сфере оперирования грузовым подвижным составом на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы). Документ разработан в строгом соответствии с Целевой моделью рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года, одобренной 13 января 2011 года на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.

В течение 2013 года Концепция рассматривалась и обсуждалась в федеральных органах исполнительной власти, ОАО «РЖД», СМИ. Кроме того, в Министерство транспорта РФ были направлены предложения по внесению изменений в законодательные акты Российской Федерации в области железнодорожного транспорта. Параллельно Союз вел работу по выработке проекта условий вхождения операторов в саморегулируемую организацию.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России в свою очередь выступила с предложением создать многопалатную СРО и сформировать Коммерческую инфраструктуру рынка (КИР) на базе вновь создаваемой организации.

В конце ноября 2013 года Президиум СОЖТ вновь рассмотрел вопрос «О статусе реализации модели саморегулирования операторов железнодорожного подвижного состава». Члены Президиума признали целесообразным направить в Правительство обращение об ускорении принятия соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

СОЖТ принял активное участие в формировании правительственного Плана мероприятий по развитию конкуренции на железнодорожном транспорте на всех этапах его согласования. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 года №503-р утвержден План мероприятий по развитию конкуренции на железнодорожном транспорте, который предусматривает формирование правовых основ для создания и деятельности единой саморегулируемой организации в сфере услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и создание единой СРО в 2014-2015 годах.

Позиция СОЖТ по вопросу развития системы саморегулирования в сфере услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава

Обязательное членство в СРО необходимо для соблюдения правил и стандартов всеми операторами, а не только теми, кто считает саморегулирование необходимым и позитивным механизмом управления в отрасли. 

Для создания полноценной системы регулирования необходимо законодательно определить статус оператора подвижного состава, его права и обязанности. В конце июля 2013 года было принято постановление Правительства Российской Федерации, утверждающее положение об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиком. Эксперты СОЖТ принимали участие в подготовке проекта постановления на всех этапах его разработки.

Вместе с тем, по мнению экспертов СОЖТ, необходима дальнейшая разработка и принятие на законодательном уровне документов, устанавливающих:

  • основы саморегулирования на операторском рынке (и в первую очередь – обязанности операторов предоставлять принадлежащие им вагоны, контейнеры для перевозок грузов и являться членами единой СРО, что позволит сформировать единые стандарты работы операторского рынка, в том числе, в рамках коммерческой инфраструктуры);
  • определение места и роли оператора в системе отношений, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом, регламентируемых Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Письмо из Росреестра о приобретении статуса СРО

Концепция СРО на жд транспорте в сфере оперирования грузовым подвижным составом на среднесрочную перспективу (2012-2017)(pdf)