Минтранс РФ предложил уменьшить нижний допуск толщины гребня железнодорожного колеса на 1 мм

Экономический эффект от изменения норматива может составить 5 млрд рублей в год

Министерство транспорта РФ предложило изменить нижний допуск толщины гребня железнодорожного колеса на 1 мм - с 25 мм до 24 мм. Соответствующее предложение оформлено в проекте приказа ведомства о внесении изменений в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. Ведомство предлагает в абзаце девятом пункта 14 приложения 5 к правилам слова «толщина гребня более 33 мм или менее 25 мм» заменить словами «толщина гребня более 33 мм или менее 24 мм». Изменение нормативного параметра на 1 мм позволит снизить количество отцепленных вагонов в текущий ремонт на 11%. Это, в свою очередь, продлит срок службы колеса, приведёт к увеличению оборота вагонов и снизит затраты владельцев инфраструктуры. Экономический эффект от перехода на нормативную толщину гребня 24 мм в совокупности может составить 5 млрд рублей в год, подсчитал главный инженер АО «Первая грузовая компания» Сергей Гончаров.

«Первая Тяжеловесная Компания» - лидер рейтинга InfoLine по производительности парка

«Первая Тяжеловесная Компания» заняла 1-е место по производительности подвижного состава в рейтинге INFOLine Rail Russia TOP по итогам 1-го квартала 2018 года. Лидирующая позиция обусловлена высокой эффективностью эксплуатации вагонов нового поколения и их улучшенными технико-экономическими характеристиками по сравнению с типовым подвижным составом.

ФАС ударит конкуренцией по транспорту

КОММЕРСАНТ: Подготовлен проект «дорожной карты» по ее развитию

ФАС разработала проект «дорожной карты» развития конкуренции в транспортной отрасли в 2018–2020 годах. Документ включает в себя несколько разделов, но основные вопросы возникли к его железнодорожной части, которую, как говорят участники отрасли, с ними не обсудили, несмотря на наличие крайне резких шагов, например возвращения ОАО РЖД права владеть вагонами. Вопросы к документу возникли и у авиаотрасли, где предлагается обнулить НДС на внутрироссийских рейсах за пределами Москвы.

Статус саморегулируемой организации (СРО)

История вопроса

Структурные преобразования в сфере грузовых перевозок железнодорожным транспортом в значительной мере повлияли на изменение компетенций перевозчика и оператора железнодорожного подвижного состава. Ликвидация инвентарного парка повлекла за собой увеличение нагрузки на инфраструктуру, связанное с ее недостаточными пропускными способностями, старением локомотивного парка перевозчика, сменой технологии управления вагонным парком. Существенной коррекции подверглись логистика и экономика потребителей услуг железнодорожного транспорта: с одной стороны, утрачено «одно окно» в лице ОАО «РЖД», обеспечивающего полный комплекс услуг по перевозке грузов, с другой – изменились ценовые условия предоставления вагонов – цены на услуги операторов носят рыночный характер.

Как для государства, так и для железнодорожного сообщества стала очевидной необходимость выработки политических, экономических и технологических решений, которые бы объективно отражали сложившуюся конфигурацию рынка с учетом соблюдения баланса интересов грузовладельцев и организаций железнодорожного транспорта. В конце января 2012 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин на совещании в г. Кемерово предложил создать СРО, функционально аналогичную «Совету рынка», действующему в электроэнергетике, для координации работы и соблюдения интересов всех участников рынка железнодорожных перевозок. В августе 2012 года Минтрансу России, Минэкономразвития России совместно с заинтересованными организациями было поручено представить в Правительство Российской Федерации предложения по внесению изменений в законодательство в части введения обязательного членства операторов железнодорожного подвижного состава в единой саморегулируемой организации.

Уже в ноябре 2012 года Президиум СОЖТ рассмотрел и одобрил Концепцию саморегулирования на железнодорожном транспорте в сфере оперирования грузовым подвижным составом на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы). Документ разработан в строгом соответствии с Целевой моделью рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года, одобренной 13 января 2011 года на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.

В течение 2013 года Концепция рассматривалась и обсуждалась в федеральных органах исполнительной власти, ОАО «РЖД», СМИ. Кроме того, в Министерство транспорта РФ были направлены предложения по внесению изменений в законодательные акты Российской Федерации в области железнодорожного транспорта. Параллельно Союз вел работу по выработке проекта условий вхождения операторов в саморегулируемую организацию.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России в свою очередь выступила с предложением создать многопалатную СРО и сформировать Коммерческую инфраструктуру рынка (КИР) на базе вновь создаваемой организации.

В конце ноября 2013 года Президиум СОЖТ вновь рассмотрел вопрос «О статусе реализации модели саморегулирования операторов железнодорожного подвижного состава». Члены Президиума признали целесообразным направить в Правительство обращение об ускорении принятия соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

СОЖТ принял активное участие в формировании правительственного Плана мероприятий по развитию конкуренции на железнодорожном транспорте на всех этапах его согласования. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 года №503-р утвержден План мероприятий по развитию конкуренции на железнодорожном транспорте, который предусматривает формирование правовых основ для создания и деятельности единой саморегулируемой организации в сфере услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и создание единой СРО в 2014-2015 годах.

Позиция СОЖТ по вопросу развития системы саморегулирования в сфере услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава

Обязательное членство в СРО необходимо для соблюдения правил и стандартов всеми операторами, а не только теми, кто считает саморегулирование необходимым и позитивным механизмом управления в отрасли. 

Для создания полноценной системы регулирования необходимо законодательно определить статус оператора подвижного состава, его права и обязанности. В конце июля 2013 года было принято постановление Правительства Российской Федерации, утверждающее положение об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиком. Эксперты СОЖТ принимали участие в подготовке проекта постановления на всех этапах его разработки.

Вместе с тем, по мнению экспертов СОЖТ, необходима дальнейшая разработка и принятие на законодательном уровне документов, устанавливающих:

  • основы саморегулирования на операторском рынке (и в первую очередь – обязанности операторов предоставлять принадлежащие им вагоны, контейнеры для перевозок грузов и являться членами единой СРО, что позволит сформировать единые стандарты работы операторского рынка, в том числе, в рамках коммерческой инфраструктуры);
  • определение места и роли оператора в системе отношений, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом, регламентируемых Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Письмо из Росреестра о приобретении статуса СРО

Концепция СРО на жд транспорте в сфере оперирования грузовым подвижным составом на среднесрочную перспективу (2012-2017)(pdf)