Железным дорогам нашли новые повороты

КОММЕРСАНТ: Как стало известно “Ъ”, бизнес-омбудсмен Борис Титов в письме президенту раскритиковал допнадбавку к тарифу на капремонт железнодорожной инфраструктуры. Недовольным итогами совещания о тарифном регулировании остался и «Русал», направивший письмо премьеру с предложением ускорить работу над новым прейскурантом железных дорог. Доводы и даже один абзац в этих обращениях идентичны. Однако прочие участники рынка нервно реагируют на новые идеи после долгого и мучительного согласований позиций.

Реорганизация АО «ОТЛК» позволит России, Казахстану и Белоруссии управлять проектом на паритетных началах

12 декабря состоялось внеочередное общее собрание акционеров АО «Объединенная транспортно-логистическая компания», на котором было единогласно принято решение о реорганизации компании. В результате реорганизации будет создано АО «ОТЛК Евразийский железнодорожный альянс» (АО «ОТЛК ЕРА»). Компания будет осуществлять основную производственную деятельность ОТЛК по оперированию и развитию грузового транзита на территории стран-участников проекта.

Работа в 2013 году

В течение 2013 года, согласно утвержденному Плану работы Координационного совета, участниками был рассмотрен широкий круг вопросов, касающихся деятельности железнодорожного транспорта. Среди наиболее значимых:

  • Проект федерального закона 319967-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;
  • «Концепция саморегулирования на железнодорожном транспорте в сфере оперирования железнодорожным подвижным составом на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы)»;
  • Коммерческая инфраструктура рынка грузовых железнодорожных перевозок;
  • Вопрос о целесообразности сокращения существующей практики продления сроков эксплуатации грузовых вагонов;
  • Долгосрочный механизм ограничения конечной цены на услугу по перевозке железнодорожным транспортом груза;
  • Предложения ОАО «РЖД» по наделению перевозчика правом на перемещение не принадлежащих ему вагонов, не участвующих в перевозочном процессе с путей общего/необщего пользования без согласия операторов/владельцев;
  • Предложения грузовладельцев и операторов по усилению ответственности перевозчика, владельца инфраструктуры в условиях реализации единого сетевого технологического процесса (ЕСТП).

Все рекомендации, принятые на заседаниях Координационного Совета в течение 2013 года, учитывались членами Президиума при принятии ими решений по вышеперечисленным вопросам на заседаниях Президиума Партнерства.

О Проекте Федерального закона 319967-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;

Проект Федерального закона 319967-6 был проработан экспертами рабочей группы и затем рассмотрен на заседании Координационного совета. Эксперты внесли свои замечания и предложения к Проекту в части, касающейся:

  • замены уведомительного порядка подачи заявок на перевозку грузов на разрешительный;
  • обязанности грузоотправителя заменять технически неисправные и (или) непригодные для перевозки конкретного груза вагоны и контейнеры на исправные и права получателя на отказ от приема технически неисправного и (или) непригодного порожнего грузового вагона;
  • введения ответственности грузоотправителя за невыполнение принятой заявки и освобождение перевозчика от ответственности за несогласование заявки по причине технической неисправности и (или) непригодности для перевозки конкретного груза подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику;
  • установления платы за время простоя вагонов, контейнеров в ожидании переадресовки по причинам, зависящим от грузоотправителя, и за занятие железнодорожных путей общего пользования железнодорожным подвижным составом, независимо от его принадлежности.

Координационный совет при рассмотрении Проекта Федерального закона 319967-6 особо отметил предлагаемое законопроектом установление к статье 63 Устава обязанности владельца железнодорожных путей необщего пользования предоставлять возможности подачи, уборки вагонов по его путям за счет контрагента, иного грузоотправителя, грузополучателя и связанные с установлением такой обязанности риски.

Речь идет о рисках злоупотребления перевозчиком своим положением, а также фактического навязывания грузоотправителям услуг по подаче/уборке вагонов на путях необщего пользования при наличии альтернативных предложений со стороны владельца таких путей. Члены Координационного совета отметили несоответствие этого положения законопроекта нормам статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 63 действующей редакции Устава в связи с установлением ограничения на распоряжение собственником принадлежащего ему имущества.

С учетом состоявшегося обсуждения Координационный совет принял решение рекомендовать Президиуму Партнерства рассмотреть вопрос о необходимости обращения в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и Правительство Российской Федерации с предложением доработать Проект закона перед его вынесением на рассмотрение ко второму чтению с учетом имеющихся замечаний и предложений. С учетом указанных замечаний Президиум Партнерства принял решение направить в Комитет по транспорту Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации свои предложения по поправкам проекту федерального закона.

О «Концепции саморегулирования на железнодорожном транспорте в сфере оперирования грузовым подвижным составом на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы)»

Координационный совет рассмотрел целесообразность объединения в рамках единой саморегулируемой организации (СРО) всех участников рынка услуг железнодорожного транспорта и условия участия субъектов смежных отраслей (например, транспортного машиностроения).

При рассмотрении Концепции члены Совета отметили, что данный документ должен включать такие показатели эффективности работы СРО как «ускорение товародвижения» и «снижение транспортных издержек в экономике». Кроме того, по мнению Совета, в качестве целей, стоящих перед операторами, необходимо указать повышение эффективности управления парками грузовых вагонов и поддержание конкурентоспособной инвестиционной привлекательности своего бизнеса.

Партнерству было рекомендовано внести изменения в Концепцию по результатам обсуждения.

О коммерческой инфраструктуре рынка грузовых железнодорожных перевозок (КИР)

Члены Координационного совета поддержали предложения Партнерства по формированию коммерческой инфраструктуры рынка грузовых железнодорожных перевозок. При этом, по мнению председателя Совета Вадима Гераскина, необходимо ввести администрирование коммерческой инфраструктуры организацией, которая бы включала представителей всех участников рынка перевозок на паритетных условиях.

Совет рекомендовал Президиуму Партнерства одобрить предложения с учетом необходимости дополнительной проработки критериев социально-значимых перевозок грузов и механизмов обеспечения объективной работы торговых систем в рамках коммерческой инфраструктуры рынка, исключающей возможность использования таких систем в интересах отдельных субъектов рынка.

О целесообразности сокращения существующей практики продления сроков эксплуатации грузовых вагонов

Принимая решение о прекращении существующей практики продления срока эксплуатации грузовых вагонов, по мнению членов Координационного совета, необходимо учитывать следующие риски:

  • нарастание дефицита грузовых вагонов;
  • рост спроса и увеличение производителями цен на грузовые вагоны, снижение качества их производства;
  • рост стоимости услуг операторов железнодорожного подвижного состава;
  • стагнация процесса внедрения новых технических решений из-за отсутствия стимулирующих мер по разработке и внедрению грузовых вагонов с улучшенными технико-экономическими характеристиками.

Также членами Координационного совета было отмечено, что решая вопрос о координации сроков введения новой системы продления срока службы с возможностями предприятий транспортного машиностроения, касающихся внедрения инновационных грузовых вагонов, необходимо учитывать следующие обстоятельства:

в условиях рыночной экономики наибольшим спросом будет пользоваться продукция, обладающая лучшими потребительскими свойствами (увеличенная грузоподъемность, экономичность в использовании и прочее);
при разработке и внедрении новой железнодорожной техники требуется проводить исследования по определению воздействия внедряемой продукции на инфраструктуру железнодорожного транспорта, соотношения с возможностями существующих погрузочно-разгрузочных устройств.

Члены Координационного совета согласились с тем, что прекращение существующей практики продления срока эксплуатации грузовых вагонов является преждевременным.

О долгосрочном механизме ограничения конечной цены на услугу по перевозке железнодорожным транспортом груза

Координационным советом была рассмотрена разработанная Федеральной службой по тарифам (ФСТ) Методика расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при определении долгосрочных индексов изменения тарифов, сборов и платы на услуги по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках.

В документе представлен новый метод регулирования тарифов на услуги по перевозке грузов, который базируется на уровне доходности на инвестиционный капитал и позволяет варьировать уровень тарифа в зависимости от реализации стратегий развития субъекта естественной монополии.

Координационный совет отметил, что Методика требует существенной доработки, поскольку данный документ, несмотря на введение нового метода регулирования тарифов, не увязан с ростом/снижением уровня эффективности работы субъекта естественной монополии с точки зрения обеспечения качества, доступности и безопасности оказываемых услуг.

Президиуму Партнерства было рекомендовано рассмотреть вопрос о влиянии развития конкуренции в перевозочной сфере на уровень тарифов на услуги железнодорожного транспорта и эффективность его работы.

О наделении перевозчика правом на перемещение не принадлежащих ему вагонов, не участвующих в перевозочном процессе, с путей общего/необщего пользования без согласия операторов/владельцев

Членам Координационного совета была представлена проведенная Партнерством оценка рисков при наделении перевозчика правом на перемещение не принадлежащих ему вагонов, не участвующих в перевозочном процессе, с путей общего/необщего пользования без согласия операторов/владельцев.

В частности, экспертами Партнерства были указаны следующие риски:

  • риск злоупотребления монопольными полномочиями перевозчика в пользу одних владельцев вагонов в ущерб другим (возможен при определении владельцем инфраструктуры очередности перемещения вагонов тех или иных собственников).
  • неправомерное перемещение и отстой за счет оператора;
  • невозможность определения и планирования расходов оператора и судебная перспектива по причине безакцептного списания ОАО «РЖД» денежных средств с лицевого счета оператора;
  • убытки сохранности вагона;
  • конфликт норм действующего законодательства (Устава), регулирующего взаимоотношения сторон договора перевозки и решения о перемещении вагонов владельцем инфраструктуры, отсутствие у оператора правовых оснований для взыскания ущерба;
  • нарушение системы планирования и логистики оператора.

Также были перечислены пути снижения рисков и условия предоставления ОАО «РЖД» прав по самостоятельному перемещению вагонов операторов в рамках оказания услуг по временному размещению подвижного состава после выгрузки. В частности, предложено обеспечить доступ операторов к электронному документообороту, зафиксировать предельно четкие основания для перемещения вагонов оператора, установить процедуру и сроки уведомления операторов, а также льготные тарифы на отстой вагонов и предоставить возможность оперативного направления вагона на новую станцию назначения. Координационный совет согласился с оценкой рисков, а также предложениями по их снижению.

О предложениях грузовладельцев и операторов по усилению ответственности перевозчика, владельца инфраструктуры в условиях реализации единого сетевого технологического процесса (ЕСТП)

Данный вопрос перед вынесением на общее обсуждение рассматривался рабочей группой экспертов Координационного совета. Эксперты пришли к выводу, что необходимо дополнительно проработать вопрос об усилении ответственности перевозчика по следующим обязательствам:

  • соблюдение сроков доставки;
  • выполнение условий заявки на перевозку грузов по причинам, зависящим от перевозчика;
  • необоснованный отказ в согласовании заявки на перевозку грузов, в том числе повышение прозрачности критериев принятия решений об отказе в согласовании заявки.

Предложения по усилению ответственности перевозчика в условиях реализации ЕСТП отправлены на доработку.

План работы Координационного совета в I полугодии 2014 года

В Плане работы Координационного совета на первое полугодие 2014 год намечены следующие темы:

Разработка предложений по ключевым показателям эффективности (KPI) работы саморегулируемой организации на железнодорожном транспорте в сфере оперирования грузовым подвижным составом;

Предложения грузовладельцев по разработке Концепции формирования института частных перевозчиков;

Разработка методических рекомендаций по подготовке, проведению и оформлению результатов комплексной оценки эффективности инвестиционных проектов компаниями, их реализующими с целью последующего общественного обсуждения, проведения стратегического анализа, технологического и ценового аудита, поддержки принятия инвестиционных и регуляторных решений с использованием методологии оценки полных выгод и затрат проекта (cost-benefit анализ).