Депо наживное: РЖД хочет продать последнюю вагоноремонтную «дочку»

09.06.2021

Депо наживное: РЖД хочет продать последнюю вагоноремонтную «дочку»

Доля ВРК-1 на российском рынке ремонта грузовых вагонов по итогам первого квартала составляла 18%

Рынок ремонта вагонов может стать полностью частным. РЖД хочет продать свою последнюю вагоноремонтную «дочку» — АО «ВРК-1». Такое предложение содержится в письме первого замглавы компании Вадима Михайлова гендиректору Олегу Белозерову (документ есть у «Известий»).

В 2019–2020 годах монополия уже продала две вагоноремонтные «дочки» суммарно за 19,4 млрд рублей и хотела оставить ВРК-1 в собственном периметре. Но в условиях сокращающегося спроса на услуги вагоноремонтных предприятий, роста конкуренции и снижения ценника ремонта ее ждет падение акционерной стоимости. При этом оптимизация себестоимости ремонта у ВРК-1 по сравнению с конкурентами ограничена социальными обязательствами РЖД, следует из документа. Не смотря на это, эксперты считают этот актив привлекательным и полагают, что у него уже появились потенциальные покупатели.

Изменить планам

В письме главе РЖД Олегу Белозерову первый заместитель директора компании Вадим Михайлов предложил продать последнюю вагоноремонтную «дочку» — АО «ВРК-1», признанную непрофильным активом. Копия письма есть у «Известий», его достоверность подтвердил источник в компании.

«Реализация актива на свободном рынке усилит конкуренцию между вагоноремонтными предприятиями, создаст условия для снижения стоимости ремонтов и повышения качества оказываемых услуг», утверждает Вадим Михайлов. Хотя после продажи двух других вагоноремонтных «дочек» (ВРК-2 и ВРК-3) РЖД хотела оставить ВРК-1 в собственном периметре для стабильного функционирования сегмента, независимо от того, как складывается ситуация на рынке, говорил Андрей Старков, занимавший до середины марта 2021 года пост замглавы РЖД.

Письмо Вадима Михайлова посвящено стратегии развития ВРК-1 до 2025 года, которая разрабатывалась в условиях высокой волатильности рынка оперирования подвижным составом, причиной которой стал сложившийся в 2019 году профицит вагонов на сети. Однако в марте этого года комитет по стратегическому планированию совета директоров ВРК-1 отправил документ на доработку, поручив менеджменту компании проработать и обосновать альтернативные варианты стратегий, направленных на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности. В результате наиболее предпочтительным вариантом управления ВРК-1 названа продажа ее акций, следует из письма. Замглавы РЖД указал, что рассмотрение стратегии развития «ВРК-1» советом директоров монополии сейчас представляется нецелесообразным.

При согласии Олега Белозерова с предложением продать ВРК-1 будут реализованы мероприятия по оценке рыночной стоимости ее акций, актив будет включен в реестр непрофильных, a также будет подготовлено соответствующее обращение в адрес председателя совета директоров РЖД, первого вице-премьера, курирующего транспорт в правительстве, Андрея Белоусова, сказано в письме.

Обозначить риски

По итогам 2020 года объемы плановых видов ремонтов, выполняемых на мощностях ВРК-1, включающих 40 вагоноремонтных предприятий, в том числе 15 вагоноколесных мастерских, и один завод в управлении, сократились к 2019-му на 26%, а доходные ставки — на 7–18%. Профицит вагонов и низкая доходность операторских компаний обусловили значительное снижение спроса на услуги по ремонту подвижного состава, указал замглавы РЖД.

Вадим Михайлов обратил внимание Олега Белозерова на тенденцию увеличения на сети РЖД доли инновационного и модернизированного подвижного состава с увеличенным межремонтным периодом и пробегом, а также на изменения нормативной базы, обеспечивающие увеличение срока службы деталей и узлов вагонов.

«Влияние указанных факторов в среднесрочной перспективе приведет к сокращению спроса на услуги вагоноремонтных предприятий, росту конкуренции и снижению рыночной цены на плановые виды ремонта», отмечено в письме. В связи с этим ВРК-1 ждет сокращение рентабельности с 1,4% в 2019 году до 0,4% в 2025-м, что приведет к снижению акционерной стоимости компании.

При этом по сравнению с ВРК-2 и ВРК-3 возможности ВРК-1 по оптимизации себестоимости ремонта ограничены в силу социальных и других обязательств РЖД, затрат на исполнение мобилизационного задания и локализации депо в крупных городах и регионах с более высоким уровнем оплаты труда, указано в письме.

Привлекательный актив

Опыт продажи ВРК-2 и ВРК-3 показал привлекательность таких активов на рынке, считает заместитель исполнительного директора Союза операторов железнодорожного транспорта Игорь Санковский. Однако, по его словам, наличие ВРК-1 в контуре РЖД сегодня позволяет учитывать интересы государственных структур с собственными вагонами, которые нуждаются в исправной эксплуатации и своевременном ремонте. И ВРК-1 позволяет обеспечить долгосрочность и стабильность таких ремонтов.
В условиях частного рынка с продажей ВРК-1 возникает риск различных колебаний цен. Кроме того, ведомственный подвижной состав может потерять места гарантированного ремонта, потому что у нового собственника могут возникнуть другие планы на свои производственные мощности. Операторские компании также заинтересованы в сохранении существующей сети вагоноремонтных депо, так как это позволяет минимизировать порожние пробеги и в целом получать конкурентную услугу, — пояснил эксперт.

Изменение планов относительно продажи дочерней компании связано с появлением заинтересованных организаций, полагает замглавы Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. По его словам, по результатам первого квартала 2021 года доля ВРК-1 на рынке капитальных и деповских ремонтов грузовых вагонов составляет 17–18%. Показатель безотказной работы грузовых вагонов на межремонтном периоде у ВРК-1 — один из лучших по сравнению с конкурентами, а локация депо — лучшая среди двух бывших «дочек» РЖД, утверждает он.

Рынок вагоноремонта в 2020 году был на минимальном уровне, поэтому экономические показатели ВРК-1 находятся на «низкой базе», что удешевляет стоимость реализации компании, указал Владимир Савчук.

— В ближайшие несколько лет ожидается рост спроса на капитальный и деповской ремонты. Во втором квартале 2021 года наблюдается дополнительный рост спроса на ремонты, который связан, в том числе, с переносом ранее отложенных ремонтов с 2020 года на этот, — пояснил он.
Однако профицит ремонтных мощностей будет ограничивать рост стоимости ремонтов и маржинальность деятельности, а конкуренция на рынке вагоноремонта с годами будет возрастать, добавил эксперт.

«Известия» направили запросы в РЖД, ФГК и ВРК-1.



Справка «Известий»

Три ВРК были созданы в 2011 году на базе 118 вагоноремонтных подразделений, входивших в структуру Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов РЖД. Монополия давно хотела продать часть вагоноремонтного холдинга, на которое приходилось 70% рынка вагоноремонтных услуг в России. Несколько лет РЖД пыталась продать ВРК-3, выставив в качестве стартовой цены стоимость ее уставного капитала — 7,02 млрд рублей. Актив удалось продать лишь в октябре 2019 года за 8,65 млрд рублей. Его купила «Объединенная металлургическая компания». Летом 2020 года РЖД продала на торгах «Новой вагоноремонтной компании» ВРК-2 за 10,7 млрд рублей, также выше ее уставного капитала — 8,96 млрд акций. В том же году рынок вагоноремонта более чем на 80% стал частным, говорил президент группы «Новотранс» Константин Гончаров. Уставный капитал ВРК-1 состоит из 13,98 млрд акций.


Максим Талавринов
https://iz.ru/1176075/maksim-talavrinov/depo-nazhivnoe-rzhd-khochet-prodat-posledniuiu-vagonoremontn...




Возврат к списку