ПГК не исключает IPO, планирует войти в топ-3 контейнерных ж/д операторов

ПГК не исключает IPO, планирует войти в топ-3 контейнерных ж/д операторов ТАСС: Первая грузовая компания (ПГК) продолжает рассматривать возможность первичного размещения акций (IPO), однако считает преждевременным говорить о сроках в нынешней рыночной ситуации, заявил журналистам гендиректор компании Сергей Каратаев.

Долги или плати

Долги или плати Комерсантъ: Борьба вокруг введения на железной дороге договоров «вези или плати» обостряется. Предложенный Минтрансом формат, который должен стать предметом обсуждения на президиуме правкомиссии по транспорту 26 марта, раскритиковали не только грузоотправители, но также Минэнерго и ФАС. Они указывают на несоблюдение баланса интересов сторон и ущемление грузоотправителей.

Ставка на расписание

06.11.2013

Горно-металлургическая отрасль, как и все сегменты рынка, готовится к кризису. Значительное падение цен на уголь наблюдалось уже в 2013 году, однако на погрузке данных грузов это пока не сказалось. Развитие ситуации эксперты и участники рынка обсудили на IV Международной конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов». В РЖД уверены, что тарифные решения государства учитывают интересы грузовладельцев.
Ситуация в угольной отрасли страны в 2013 году значительно ухудшилась. Как отметил директор по логистике ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) Денис Илатовский, сейчас 20–30% угольщиков работают в убыток. При этом, увеличивая объем перевозимой продукции предприятия, пытаются снизить издержки на транспорт. Как следствие, шахты не закрываются и объем перевозок не падает.
«Мы живем кризисом 2008 года. Второе полугодие 2013 года мы закрываем на том кризисном уровне. На Дальнем Востоке цены составляют около $80 за тонну коксующегося угля. По нашим прогнозам, цены сохраняться на низком уровне в течение 2014–2015 годов», – пояснил Денис Илатовский. Однако шахты не закрываются, так как консервация месторождения будет стоить бизнесменам огромных средств. Добыча в 2013 году упала на 1,3% и, вероятно, будет дальше падать.
По словам Дениса Илатовского, перевозки угля в 2013 году составят около 300 млн тонн, что на 0,3–0,5% больше, чем в прошлом году. «Это один из немногих грузов, погрузка по которому выросла в 2013 году, притом что общий объем перевозок упадет на 2,5–3%», – сказал представитель СУЭК.
Кроме того, угольщики жалуются на высокие тарифы на перевозки и растущую стоимость самой перевозки. Так, в 2013 году суммарный рост тарифов произошел примерно на 12–13%, из них 7% составила индексация, еще около 2% – увеличение тарифа за счет исключительных тарифов (для товаров на экспорт) и 3–4% – рост тарифов из-за унификации составов, пояснил Денис Илатовский. Проблему для отрасли составляет и снижение нормативной скорости движения.
«Если мы едем на день дольше нормативного времени, то СУЭК платит операторам на миллиард больше», – резюмировал Денис Илатовский.
Как пояснили «Гудку» в департаменте тарифной политики перевозочных видов деятельности ОАО «РЖД», индексация цен на перевозки грузов железнодорожным транспортом, в том числе продукции горно-металлургической промышленности, осуществляется в соответствии с решениями Правительства РФ, формируемыми ежегодно на основе Прогноза социально-экономического развития РФ по предложениям причастных федеральных органов исполнительной власти. В частности, индексация тарифов Прейскуранта № 10-01 (далее – прейскурант) в 2013 году составила 7%, на 2014 год правительство подготовило предложения о нулевой индексации тарифов на услуги ОАО «РЖД».
«Также в 2012–2013 годах ФСТ России принимались отдельные решения по изменению порядка тарификации, связанные как с реализацией мероприятий, предусмотренных Целевой моделью рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года, так и с реализацией обязательств, принятых при присоединении России к ВТО. В первом случае речь идет об унификации тарифов на пробег универсальных вагонов после выгрузки независимо от ранее перевозимого груза, во втором – о внесении в базовые ставки прейскуранта длительно действующих исключительных тарифов», – сообщили в департаменте.
При этом решения по указанным вопросам формировались на площадке ФСТ России с учетом мнений и интересов множества заинтересованных пользователей услуг железнодорожного транспорта, федеральных органов исполнительной власти, к компетенции которых относится оценка последствий изменения тарифов, различных общественных организаций.
В РЖД полагают, что одной из целей унификации тарифов на порожний пробег является создание у операторов вагонного парка стимулов на максимальное использование подвижного состава под попутную погрузку. Это должно минимизировать порожний пробег, учитываемый оператором при формировании общей стоимости перевозки, что в свою очередь обеспечит повышение доступности услуг по перевозке грузов.
При этом при определении исключительных тарифов на экспортные перевозки угля через отдельные российские порты внесенные изменения были согласованы Минэнерго России и учитывали требования по исключению значительного роста тарифной нагрузки на внутрироссийские перевозки.
В РЖД полагают, что принятие решений по унификации тарифов на порожний пробег вагонов и по включению в прейскурант длительно действующих исключительных тарифных условий (в том числе и на перевозки угля) приводит к перераспределению тарифной нагрузки на пользователей услугами железнодорожного транспорта. В результате по каким-то направлениям тарифы увеличиваются, а по каким-то снижаются.
При этом все решения по унификации тарифов на порожний пробег и включению исключительных тарифов в прейскурант приняты ФСТ России, исходя из сохранения доходной базы ОАО РЖД», то есть исключают возможность увеличения общей тарифной нагрузки на пользователей услугами железнодорожного транспорта.
Кроме того, в железнодорожном холдинге отметили, что существующий уровень тарифов на перевозки угля не покрывает затраты на их перевозки – расчетный убыток от них составляет около 79 млрд руб. в год.
«Принимаемые тарифные решения учитывают интересы предприятий горно-металлургической промышленности, в том числе угольной отрасли. Подтверждением того, что существующая тарифная политика не ограничивает возможности реализации угля на мировых рынках, является устойчивый рост его перевозок при снижении предъявления грузов по сети в целом. Так, за 9 месяцев 2013 года отгрузка угля на экспорт возросла на 6,5%, а погрузка всех грузов снизилась на 3,7%», – резюмировали в департаменте тарифной политики перевозочных видов деятельности РЖД.
Также при эффективной организации перевозок горно-металлургической продукции немаловажную роль играет логистическая составляющая.
Руководитель научно-технического комплекса по управлению перевозками ОАО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (НИИАС) Андрей Бородин напомнил, что в 2010 году было решено внедрить технологию отправления грузовых поездов по расписанию.
«По мнению института, эффект от данного решения будет достигнут в случае, если эта технология будет встроена в логистические схемы операторов подвижного состава и процессы взаимодействия с крупными грузообразующими и грузоперевозочными комплексами», – сказал Андрей Бородин.
Он отметил, что для горно-металлургического комплекса эффективна организация маршрутных перевозок по расписанию, в том числе с использованием собственной локомотивной тяги. Таким образом организуется вывод продукции Новолипецкого металлургического комбината и «Северстали».
Как пояснил Андрей Бородин, в новой инструкции РЖД по корпоративному планированию прописаны вопросы взаимодействия компании по подводу маршрутов разгрузочных поездов с железнодорожными подразделениями крупных предприятий, диспетчерами морских портов по железнодорожным операциям. «Эти положения необходимо применять в Единых технологических процессах», – резюмировал представитель НИИАСа.

Газета "Гудок", 6 ноября 2013 г.


Возврат к списку