ПГК не исключает IPO, планирует войти в топ-3 контейнерных ж/д операторов

ПГК не исключает IPO, планирует войти в топ-3 контейнерных ж/д операторов ТАСС: Первая грузовая компания (ПГК) продолжает рассматривать возможность первичного размещения акций (IPO), однако считает преждевременным говорить о сроках в нынешней рыночной ситуации, заявил журналистам гендиректор компании Сергей Каратаев.

Долги или плати

Долги или плати Комерсантъ: Борьба вокруг введения на железной дороге договоров «вези или плати» обостряется. Предложенный Минтрансом формат, который должен стать предметом обсуждения на президиуме правкомиссии по транспорту 26 марта, раскритиковали не только грузоотправители, но также Минэнерго и ФАС. Они указывают на несоблюдение баланса интересов сторон и ущемление грузоотправителей.

Работа над ошибками

08.02.2012

Правительство решило не повторять прошлогодних ошибок: в предвыборный период цены на бензин должны быть стабильными не только в рознице, но и в опте
Чего Белый дом ждет от нефтяников
До конца марта нефтяные компании будут держать розничные цены на моторное топливо, у Минэнерго "есть принципиальная договоренность" об этом, говорил в январе министр энергетики Сергей Шматко. Но оказалось, что обсуждается возможность сдерживания и оптовых цен. Минэнерго, ФАС и Минэкономразвития должны проработать вопрос "о включении в договоры поставок нефтепродуктов" между нефтяными холдингами и независимыми операторами "предельного уровня надбавки к оптовой цене топлива" на НПЗ. Такое поручение дал министерствам вице-премьер Игорь Сечин (список поручений составлен 23 января, копия есть у "Ведомостей").
Срок исполнения - конец февраля, говорят сотрудники двух министерств. Формулировка поручения не очень понятна, отмечают они, но главная цель (которая обсуждалась на совещаниях у Сечина) - не допустить повторения прошлогодней ситуации на рынке. В феврале 2011 г. премьер Владимир Путин публично потребовал от нефтяников переписать ценники на АЗС: "Конечный потребитель должен почувствовать снижение цен на топливо на своем кармане, и чтобы это было видно на заправках". Нефтяные холдинги так и сделали. Но оптовые цены на моторное топливо снизились не так значительно. И в апреле несколько регионов России столкнулось с дефицитом: независимые АЗС либо не снижали цены, либо придерживали бензин, в итоге заправки вертикально интегрированных компаний не справлялись с очередями.
На самом деле непонятно, о какой "надбавке" говорится в поручении, рассуждает сотрудник одного из независимых операторов. Ведь "независимые" чаще всего покупают нефтепродукты прямо на НПЗ, по отпускным ценам заводов. То есть нужно решать вопрос именно с отпускными ценами, добавляет собеседник: либо их нужно снизить, либо отпустить цены в рознице, что сейчас вряд ли возможно. Может, речь идет о надбавке самих операторов АЗС, но тогда поручение совсем непонятно, рассуждает он.
У независимых операторов уже есть проблемы. В ряде регионов (например, в Кемерове, Новосибирской области, на Сахалине и Алтае) нефтяные холдинги держат на своих АЗС цены, не обеспечивающие необходимую рентабельность, отмечает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. И делается это "в угоду сиюминутным политическим играм, в том числе предвыборным", добавляет он. Но если холдинги могут компенсировать потери за счет других сегментов бизнеса, то независимые операторы - нет.
Представители крупнейших нефтяных холдингов комментировать поручение не стали. "Наша компания всегда исходит из принципа справедливого ценообразования с минимальной надбавкой", - лишь отметил представитель "Роснефти".
Придется ли нефтяникам снижать оптовые цены, пока не ясно. Но если придется (дабы вернуть розничному звену традиционные 15% рентабельности), то потери всех холдингов могут составить порядка $900 млн за три месяца, подсчитал аналитик Номос-банка Денис Борисов. А если добавить еще два наказа правительства - заморозку розничных цен и скидки аграриям (см. врез), то общие потери могут достичь $2,6 млрд, добавляет эксперт.
Впрочем, обсуждаются и компенсации. Так, Сечин поручил "проработать механизм" снижения экспортной пошлины на летнее дизтопливо и мазут. Еще один наказ - проанализировать "обоснованность" затрат на перевозку нефтяных грузов по железной дороге, "имея в виду необходимость их снижения". Провести этот анализ должны Минтранс, ФСТ и ФАС (совместно с РЖД).
Железнодорожные тарифы - серьезная статья расходов, отмечает представитель "Роснефти", и, если они снизятся, "будут соответственно снижены" и цены на нефтепродукты, а все меры правительства будут способствовать стабилизации на рынке.
Но с тарифами может получиться так же, как с пошлинами: компенсация нефтяникам будет фактически идти из бюджета, отмечает сотрудник одного из ведомств: у РЖД нет ресурса, чтобы самой компенсировать скидки, и, если они будут, придется выделять из бюджета деньги для железнодорожной монополии.
Пока официальных позиций министерств и ведомств нет. Работа над поручением ведется, объясняют представители Минэкономразвития, ФАС, ФСТ и РЖД. Их коллеги из Минэнерго от комментариев отказались, в Минтрансе запрос "Ведомостей" оставили без ответа.
Скидки аграриям
В конце января Путин заявил, что в весеннюю посевную скидка на топливо для сельхозпроизводителей составит 30% от декабрьского уровня оптовых цен. А предполагаемые поставки будут на 10% больше прошлогодних. По оценкам Борисова, нефтяникам это будет стоить около $700 млн.


Газета "Ведомости", 8 февраля 2012 г.


Возврат к списку