Меняющиеся условия требуют актуализации нормативно- правовой базы
Тему текущей ситуации в сфере нормативно-правового регулирования железнодорожного транспорта, необходимости актуализации ряда актов на конференции «Операторский бизнес: четверть века на сети РЖД», организованной ИА «РЖД-Партнер», осветил исполнительный директор союза операторов железнодорожного транспорта Игорь Санковский.
Актуализация нормативно-правовых актов – один из необходимых элементов, направленных на достижение баланса интересов участников перевозочного процесса. Базовые документы – Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, Закон о железнодорожном транспорте в Российской Федерации – меняются нечасто. Вместе с тем, они периодически нуждаются в актуализации с учетом сложившейся практики, когда становится очевидным системное изменение каких–либо их базовых элементов.«В базовых вопросах, связанных с определением основ взаимодействия участников отношений, наблюдается относительная стабильность. Вместе с тем, на стыках этих отношений возникают вопросы, которые требуют урегулирования. Так, мы считаем, что к числу таких назревших изменений относится закрепление в Уставе нормативных сроков, в течение которых перевозчик обязан принять к перевозке предъявленный груз/порожний вагон. В чем причина? Точные сроки приема грузов или порожних вагонов к перевозке не определены, и реальная ответственность перевозчика за нарушение данных сроков отсутствует. Мы не видим в законодательстве обозначенный срок, который должен пройти с момента, когда грузоотправитель предъявил груз к перевозке, до получения им соответствующей квитанции о приемке груза к перевозке, а ведь именно с этого момента, подтвержденного документом, начинаются процессы, влекущие за собой ответственность перевозчика. До этого момента она не возникает. Мы считаем такую актуализацию необходимой, в частности, для обеспечения паритетности ответственности грузоотправителя и перевозчика в связи с обсуждаемыми планами по повышению размера штрафов за невыполнение согласованной заявки ГУ-12», – рассказывает Игорь Санковский.
Другая обсуждаемая сегодня инициатива – изменения Правил недискриминационного доступа к услугам железнодорожного транспорта. Считается актуальным закрепление в Правилах положений, гарантирующих участникам перевозочного процесса доступ к получению информации от монополиста. Сейчас это крайне затруднено, в то время как данные о загруженности, например, конкретных станций, о наличии вагонов на станциях имеют большое значение для планирования текущей деятельности грузоотправителей и операторов.
Актуален и вопрос конкретизации на нормативно-правовом уровне сроков доставки груза/порожнего вагона. Срок доставки истекает в определенный момент, однако груз может быть доставлен до наступления этого момента, в любое время. С одной стороны это неплохо, но с другой – не у всех грузополучателей есть достаточные мощности для выгрузки или переработки досрочно прибывшего груза. Это создает скопление вагонов на станциях, за что те же грузополучатели несут ответственность.
«С нашей точки зрения, должен быть установлен более конкретный срок доставки груза, на которое может ориентироваться грузополучатель, а не значительный по продолжительности период времени, при этом институт продления сроков доставки по согласованию с грузополучателем должен стать исключением из правил, обязательно согласование любого продления срока доставки как с оператором, так и грузоотправителем. Если груз доставлен в пределах срока доставки или ранее такой даты, то не может быть предпринято действий, направленных на применение мер ответственности с грузополучателя», – говорит Игорь Санковский.