Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции (скачать файл)

Постановление Президиума ВАС РФ от 20.03.2021 N15028-11 (скачать файл)
Дело о взыскании штрафа за самовольное использование вагона. Оператор, являясь законным владельцем спорного вагона, имеет право требовать уплату штрафа в соответствии со статьей 99 Устава за использование вагона без согласия владельца. Несмотря на то, что  абз. 6 ст. 62  Устава говорит о перевозчике, по мнению ВАС РФ в данном случае операторы, как владельцы подвижного состава,  заменившие перевозчика в этом отношении, должны иметь такие же права.

Определение Верховного Суда РФ от 24.10.2016 N307-ЭС16-10663 (скачать файл)
Дело о взыскании штрафа за самовольное использование вагона.  ВС РФ подтвердил позицию ВАС РФ, изложенную в Постановлении 15028/11.  Оператор подвижного состава вправе потребовать от пользователя вагонов оплаты штрафа за сверхнормативное использование вагонов, даже если в договоре такое условие прямо не предусмотрено.

Определение Веровного суда РФ от 13.07.2021 N309-ЭС21-7026 (скачать файл)
Согласно ст. 15 ГК РФ недопустимо как неполное возмещение понесенных убытков, так и обогащение потерпевшего за счет причинителя вреда, в связи с чем стоимость спорных вагонов лома должна вычитаться из суммы затрат, понесенных на приобретение новых деталей, так как при ином подходе оставление образовавшегося лома за истцом после восстановления вагонов повлечет неосновательное обогащение истца.
Причинитель вреда, обязанный оплатить стоимость новых деталей, не может быть лишен права на возврат потерпевшим снятых старых деталей в натуре либо на зачет их стоимости при определении размера реального ущерба.

Определение Верховного Суда РФ от 16.09.2021 N305-ЭС21-8651 (скачать файл) 
В данном деле грузополучателю отказано в неустойке за просрочку доставки, так как законом не ему, а грузоотправителю предоставлено право в договорном порядке влиять на срок доставки. 

Определение Верховного Суда РФ от 17.02.2021 N05-ЭС21-21741 (скачать файл)
Вагоны не были задержаны в пути следования, а прибыли на станцию назначения в сроки, указанные в накладных, они простаивали на путях общего пользования станции назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, - в связи с занятостью фронта выгрузки, о чем на станции назначения составлены акты общей формы, подписанные представителями истца. Судом отмечено, что причины задержки выдачи грузов по спорным транспортным железнодорожным накладным и установление наличия либо отсутствия вины перевозчика в такой задержке имеют существенное значение для разрешения по существу споров о  взыскании пеней за просрочку доставки груза.

Определение Верховного суда РФ от 22.03.2022 N304-ЭС21-25713 (скачать файл)
Обязанность экспедитора возместить упущенную выгоду в полном объеме установлена императивной нормой части 4 статьи 7 ФЗ"О транспортно-экспедиционной деятельности", и в силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ стороны не вправе по своему усмотрению ограничить размер упущенной выгоды. Содержащиеся в договорах транспортной экспедиции условия об ограничении ответственности экспедитора в части упущенной выгоды не соответствует законодательству о транспортно-экспедиционной деятельности. Требование удовлетворено поскольку доказаны обстоятельства принятия экспедитором груза к перевозке, его последующей утраты по вине экспедитора и наличия у последнего обязанности возместить убытки, причиненные утратой груза. 

Определение Верховного суда РФ от 26.04.2017 N 307-ЭС17-3303 (скачать файл)
Дело в ВС РФ о взыскании штрафа за самовольное использование вагона.  ВС РФ подтвердил позицию ВАС РФ в Постановлении 15028/11.  Оператор подвижного состава вправе потребовать от пользователя вагонов оплаты штрафа за сверхнормативное использование вагонов, даже если в договоре такое условие прямо не предусмотрено.